Новосибирский государственный медицинский университет
Департамент учебной работы
Педиатрический факультет
Кафедра педагогики и психологии (педиатрического факультета)

Контактная информация

Адрес:
Новосибирск, 630075, Сибирский федеральный округ, Новосибирская обл., г.Новосибирск, ул. Медкадры, 5, Каб.: 204, 205

Телефон: +7(383) 226-98-31
E-mail: KPP-NGMU@yandex.ru
Файл PDFПоложение о подразделении
Время работы:

понедельник - суббота
9-00 - 18-00


Время приема:

понедельник - пятница
10-00 - 15-00


Клинические базы

О кафедре

 

Основные направления работы кафедры:

1. Работа со студентами

Кафедра ведет преподавание дисциплин:

на педиатрическом факультете (специальность «Педиатрия»):  «Психология и педагогика»

на стоматологическом факультете (специальность «Стоматология»): «Психология и педагогика»

на лечебном факультете (специальность «Лечебное дело»): «Психология и педагогика»

на фармацевтическом факультете (специальность «Фармация»): «Психология и педагогика»

на медико-профилактическом факультете (специальность «Медицинская биохимия», «Медицинская биофизика», «Медико-профилактическое дело»): «Психология и педагогика»

на факультете менеджмента:

  • «Психология», «Деловые коммуникации», «Управление изменениями» (специальность «Менеджмент»)
  • «Психология общения» (специальность «Экономика и управление в здравоохранении»)
  • «Психология управления» (специальность «Сестринское дело»)

 

2. ЦПКП

Центр повышения квалификации преподавателей: «Актуальные вопросы педагогики и психологии высшей школы" - 1 профессорский цикл, 2 доцентских цикла, 2 ассистентских (первичный и вторичный).

 Присоединение России к Болонской конвенции в области образования, принятие новых государственных стандартов образования, ориентированных на качество, потребовало по - новому взглянуть на принципы организации учебного процесса, найти подходы и возможности к перестройке не только учебных программ, но и применения современных педагогических технологий. Эти новые подходы и технологии были опробованы и отработаны на базе существующих и вновь образованных факультетов НГМУ.

 В этот период происходил интенсивный поиск и осмысление новых технологий управления учебным процессом, которые никогда ранее не применялись в системе образования и были привнесены в неё из иной, коммерческой сферы деятельности. Кроме того, происходил обмен опытом с коллегами из других вузов, в частности с НГТУ, НГПУ по проблемам управления, анализа и оценки качества учебного процесса. В последние четыре года, по мере улучшения экономического положения в стране и увеличения объемов финансирования системы высшего и постдипломного образования, ЦПКП НГМУ удалось восстановить свои позиции на рынке образовательных услуг Сибирского федерального округа. Центром регулярно проводятся стационарные и выездные циклы повышения квалификации и профессиональной переподготовки преподавателей для профессоров, доцентов, старших преподавателей и ассистентов вузов Сибири и Казахстана, а также для преподавателей медицинских колледжей. 

Отличительными чертами Центра сегодня являются:

  •  ориентация ЦПКП на «Приоритетное направление обеспечения качества организации учебного процесса и подготовки специалистов на базе государственных образовательных стандартов», которое признано Правительством РФ одной из основных задач по развитию высшей школы;
  •  разработка и использование лицензированной образовательной программы «Преподаватель высшей школы», по которой прошли обучение преподаватели медицинских вузов Новосибирска, Омска, Красноярска.
  •  использование методологии процессного подхода к управлению учебным процессом на основе использования принципов Системы менеджмента качества (СМК);
  •  использование в практике работы ЦПКП сочетания традиционной организации циклов с дистанционной формой обучения преподавателей иногородних вузов;
  •  интенсификация образовательного процесса за счет внедрения и использования современных информационных и педагогических технологий;
  •  гуманитаризация образовательного процесса за счет вопросов, связанных с изучением индивидуально-психологических свойств личности; влияния мотивации и смысложизненных ориентаций человека, влияющих на эффективность его профессиональной деятельности.

 Основное внимание в своей работе на ЦПКП кафедра педагогики и психологии уделяет теоретической и практической разработке методологических и методических вопросов, обеспечивающих решение задач, стоящих перед ЦПКП и НГМУ в целом, на всех этапах развития вуза и системы высшего и постдипломного образования в России.

Всего с 1999 г. по 2015 г. на циклах повышения квалификации и профессиональной переподготовки преподавателей НГМУ прошло обучение свыше 2800 человек.

 

3. "Преподаватель высшей школы" - двухгодичная образовательная программа.

В рамках дополнительной образовательной программы ведется преподавание следующих дисциплин для преподавателей НГМУ: "Психология человека", "Педагогика", "Информационные технологии в науке и образовании", "Психология высшей школы", "Педагогика высшей школы", "Технология профессионально-ориентированного обучения", "Организационные основы системы образования", "Коммуникативно-речевой тренинг", "Педагогическая практика"

Успешно прошедие обучение преподаватели защищают выпускную квалификационную работу, что является основанием для получения диплома о дополнительной квалификации "Преподаватель высшей школы"

С 2003 по 2015 гг. дополнительную квалификацию «Преподаватель высшей школы» получили свыше 300 человек.

 

4. Работа с аспирантами

Кафедра ведет преподавание для аспирантов по дисциплине «Психология и педагогика высшей школы»

Процессы глобализации и унификации образования, принятие российской системой высшего и постдипломного образования обязательств, вытекающих из требований Болонской конвенции в сфере образования, потребовали от кафедры переосмысления традиционных подходов к построению рабочих программ учебных курсов и обеспечению качества учебного процесса.

 Кафедра сосредоточила свои усилия на отработке процессных принципов и адаптации к специфике медицинского вуза опыта НГТУ по проектно-целевому подходу к построению рабочих программ учебных курсов. Стоящие перед НГМУ задачи по обеспечению качества учебного процесса потребовали разработки процессных моделей управления учебным процессом на трех уровнях управления вузом: стратегическом (уровень ректората), тактическом (уровень деканатов) и оперативном (уровень кафедр).

 Потребовалось по - новому взглянуть на роль и значение каждой рабочей программы в общей образовательной цепочке, оценить степень согласованности программ, определения объективных критериев к оценке результата обучения. В центре внимания кафедры находятся вопросы изучения коммуникативных отношений в рамках учебного процесса, учитывающие личностные особенности человека как участника процесса, его мотивацию на достижение значимого результата.

 Необходимость внедрения новых инструментов обеспечения качества и новых педагогических технологий потребовало изучения психологических особенностей сопротивления изменениям, поиск методик способствующих консолидации профессорско-преподавательского состава в достижении приоритетных целей развития вуза.

 Задачи, стоящие перед НГМУ по перестройке учебного процесса и системы управления, ориентированной на качество, внедрение СМК, потребовали от кафедры осмысления и разработки не только дерева функций по управлению вузом, но также дерева целей и дерева проблем, препятствующих достижению этих целей.

 Внедрение разработок кафедры педагогики и психологии в системе управления учебным процессом НГМУ позволило:

  •  использовать трехуровневую модель управления стратегическими, основными и обеспечивающими процессами вуза;
  •  создать методику проектирования учебных курсов и Рабочих программ по циклу PDCA с использованием критериев качества (показатели продукта, показатели эффективности и данные удовлетворенности клиентов) на основе стандарта СМК по ГОСТ Р ИСО 9000 2001;
  •  внедрить проектно-целевой подход к проектированию учебных курсов и созданию Рабочих программ на основе деятельностного подхода с использованием передового опыта НГТУ;
  •  использовать методику построения учебных курсов по различным дисциплинам на основе диаграмм Ганта, позволяющую создавать промежуточный продукт в виде законченных учебных модулей и проектировать на их основе логические цепочки, в том числе междисциплинарные, образующие отдельные звенья комплексного учебного процесса.

 Кафедра педагогики и психологии в процесс обучения студентов и слушателей ЦПКП и ПВШ использует современные   информационные технологии:

 а) создана электронная библиотека по психологии и педагогике для студентов всех факультетов и  слушателей ЦПКП и ПВШ.

 б) с целью изучения индивидуально-психологических особенностей личности студентов, особенностей познавательных психических процессов внедрена компьютерная психодиагностика, которая проводится во время практических занятий.

 В результате обучения студенты смогут анализировать свои особенности когнитивной и эмоционально-волевой сфер, освоят основы коммуникации. Знание своих личностных особенностей поможет студентам начальных курсов легче адаптироваться к новой среде. Знание особенностей  познавательных психических процессов позволяет более эффективно выстраивать учебный процесс.

 

5. База кафедры

№ п/п

Перечень аудиторий, лабораторий, кабинетов, и других помещений

кафедры в м2 (каждое помещение) в учебном корпусе НГМУ (Ул. Медкадров, 5)

  1.  

Ауд./каб. № 201  Учебная аудитория №1 36,3 кв.м. / 25 чел

  1.  

Ауд./каб. № 202 Учебная аудитория №2 36,2 кв.м. / 25 чел.

  1.  

Каб. № 203  Учебная часть 12,4 кв.м.

  1.  

Каб. № 204А  Лаборантская 15,4 кв.м.

  1.  

Каб. №204Б Кабинет зав. кафедрой 17,7 кв.м.

  1.  

Каб. 205 Кабинет завуча кафедры 12,4 кв.м.

  1.  

Каб. 206 Преподавательская 18,0 кв.м.

  1.  

Каб. № 206А Архив 4,6 кв.м.

  1.  

Ауд./каб. № 207 Учебная аудитория №3 (компьютерный класс)

     17,3 кв.м./ 12 чел.

  1.  

Ауд./каб. № 208 Кабинет консультаций обучающихся 17,9 кв.м.

  1.  

Ауд./каб. № 209 Учебная аудитория №4 35,4 кв.м / 24 чел.

  1.  

Ауд./каб. № 210 Учебная аудитория №5 17,4 кв.м.

 

История кафедры

В 1970 году в НГМИ при Факультете Повышения Квалификации Преподавателей медицинских вузов была создана первая в СССР кафедра педагогики и оптимизации высшего медицинского образования. Основателем кафедры и первым ее заведующим (1970-1985) был профессор Леонид Борисович Наумов. За эти 15 лет свыше 3000 преподавателей почти всех медицинских институтов СССР - ассистенты, доценты и профессора – заведующие кафедрами, овладевали на этой кафедре наиболее эффективными оригинальными принципами и методами профессиональной подготовки врачей.

Л.Б. Наумов разработал 15 научно-методических направлений и 70 различных путей, методов и средств оптимизации профессионального обучения специалистов. Они перечислены в его книге «Учебные игры в медицине». Профессор Л.Б. Наумов – автор и соавтор более 150 научных работ, в том числе 25 книг, учебных пособий, учебника для студентов, руководств для врачей и преподавателей, монографий, ряда сборников научных работ по оптимизации высшего медицинского образования. Единственные в мировой медицинской литературе: программированный учебник с алгоритмами и программированное руководство для врачей награждены Дипломами за Лучшую Медицинскую книгу. Книга с первыми в мире алгоритмами дифференциальной диагностики в рентгенологии награждена Серебряной медалью ВДНХ СССР.

В настоящее время профессор Л.Б. Наумов: почетный член Израильской Ассоциации Альтернативной Медицины за инновативные достижения в медицинских интеллектуальных технологиях, докладчик на Всемирных и Европейских международных конгрессах в Женеве, Иерусалиме, Копенгагене, Флоренции; член Редколлегии Журнала по кардиологии, Турция

С 1985 по 1988 год кафедру возглавлял д.м.н. профессор Валерий Дорофеевич Новиков. Кафедра получила название: «Кафедра педагогики и оптимизации учебного процесса».

В этот период на кафедре повышали свою квалификацию  ассистенты, доценты и профессора из всех медицинских вузов страны не только по проблемам  педагогики и психологии высшей школы, но  и по основам компьютеризации обучения. Впервые были организованы выездные циклы ФППКП по педагогике и психологии высшей школы в городах Сибири, Урала и Дальнего Востока. На кафедре под руководством В.Д. Новикова велась интенсивная разработка программ по тестовому контролю знаний студентов.

С 1988 года кафедра начала учебный процесс со студентами всех факультетов по курсу общей психологии. 

С 1988 г. по март 1999 г. кафедру возглавлял доцент Виктор Владимирович Меркушев - автор более 100 научных и методических работ, посвященных различным аспектам совершенствования профессиональной и психолого-педагогической подготовки студентов, врачей и преподавателей медицинских вузов. Основное направление научной и научно-методической работы кафедры с этого времени – «Активные методы обучения в медицинском вузе». В этот период существенно изменилась учебная и научная деятельность кафедры. Программа курса «Психологические и педагогические основы профессиональной деятельности врача», впервые разработанная кафедрой, является базовой для всех медицинских вузов России. В 1988 году кафедра была переименована  в кафедру педагогики и медицинской психологии.

С 1999 по 2014  г. кафедру возглавляла  доцент Галина Валентиновна Безродная. Г.В. Безродная - член Координационного совета по постдипломному медицинскому образованию России, автор более 80 научных работ.

С 2002 года кафедра переименована в «Кафедру педагогики и психологии».

Г.В. Безродная была награждена Грамотой Министерства здравоохранения и социального развития РФ  (2006 г.), Почётной грамотой губернатора НСО (2011 г.), Медалью за вклад в развитие НСО (2012 г.).

В 2003 году, во  исполнение приказа №180 от 24.01.2002 в рамках работы ФППКП, было организовано двухгодичное обучение преподавателей НГМА для получения дополнительной квалификации «Преподаватель высшей школы». С 2003 по 2013 гг. дополнительную квалификацию «Преподаватель высшей школы» получили свыше 200 человек.

С 2015 года кафедру возглавляет доцент Кондратьева Татьяна Николаевна. 

В настоящее время в рамках ЦПК кафедрой

педагогики и психологии   проводятся

стационарные и выездные циклы:

цикл для зав. кафедрами и профессоров – 2 недели (72 часа);

доцентский цикл – 3 недели (108 часов);

первичный ассистентский цикл – 4 недели (144 часа);

повторный ассистентский цикл – 3 недели (108 час).

Всего с 1999 г. по 2015 г. на циклах повышения квалификации и профессиональной переподготовки преподавателей НГМУ прошло обучение свыше 2800 человек.

За период с 1999г. по 2015 г. на стационарных и выездных циклах ФПК - ЦПК  НГМА-НГМУ прошли обучение преподаватели следующих учебных заведений:

Новосибирской государственного медицинского  университета,

Красноярской государственного медицинского  университета,

Саратовского государственного медицинского университета,

Алматинского государственного медицинского университета,

Сургутского государственного медицинского университета,

Пермской государственной медицинской академии,

Кемеровской государственной медицинской академии,

Читинской государственной медицинской академии,

Семипалатинской государственной медицинской академии,

Новокузнецкого государственного института усовершенствования врачей,

Ижевской государственной медицинской академии,

Омской  государственной медицинской академии,

Ханты-Мансийского государственного медицинского института,

Новосибирского базового медицинского колледжа и ряда других образовательных учреждений.

Учебная деятельность кафедры осуществляется в 5-ти направлениях:

1.      Работа ос студентами. Преподавание ведется по следующим дисциплинам:

  • «Психология и педагогика» по специальности 35.05.01 Лечебное дело для студентов очной формы обучения.
  • «Психология и педагогика» по специальности 30.05.02 Медбиофизика для студентов очной формы обучения.
  • «Психология и педагогика» по специальности 31.05.02 Педиатрия для студентов очной формы обучения.
  • «Психология, педагогика» по специальности 31.05.03 Стоматология для студентов очной формы обучения.
  • «Психология и педагогика» по специальности 33.05.01 Фармация для студентов очной формы обучения.
  • «Психология, педагогика» по специальности 32.05.01 Медико-профилактическое дело для студентов очной формы обучения.
  • «Психология и педагогика» по специальности 060601 Медбиохимия для студентов очной формы обучения.
  • «Педагогическая и возрастная психология» по специальности 34.03.01 Сестринское дело для студентов очной формы обучения.
  • «Психология» по специальности 38.03.02 Менеджмент для студентов заочной формы обучения.
  • «Деловые коммуникации» по специальности 080200 Менеджмент для студентов очной формы обучения.
  • «Деловые коммуникации» по специальности 080200 Менеджмент для студентов заочной формы обучения.
  • «Деловые коммуникации» по специальности 080200 Менеджмент для студентов заочной сокращенной формы обучения.

2.      Работа с ординаторами: преподавание дисциплины «Педагогика».

3.      Работа с аспирантами: руководство педагогической практикой; преподавание дисциплин «Психология человека», «Педагогика высшей школы», «Инновационные процессы», «Организационные основы современной системы преподавания».

4.      Преподавание в Центре повышения квалификации преподавателей (ЦПКП). Проведение 5 стационарных циклов ЦПКП (зав. кафедрами, профессора – 1; доценты и старшие препода­ватели – 2; первичный ассистентский – 1, повторный ассистентский – 1).

5.      Проводится обучение пре­подавателей НГМУ по программе дополнитель­ного профессионального образования с выдачей диплома «Преподаватель высшей школы» (1 группа 30 человек).

НАУЧНАЯ РАБОТА КАФЕДРЫ

    В рамках проведения диссертационных исследований запланирована следующая работа:

  1. Доцент Т.Н. Кондратьева продолжит работу над диссертацией на соискание ученой степени доктора педагогических наук по теме: «Развитие этнокультурного образования педагогов в процессе их профессиональной подготовки».
  2. Доцент Т.А. Шпикс продолжит работу над диссертацией на соискание ученой степени доктора медицинских наук по теме «Механизмы и клинические проявления аддикций у женщин».
  3. Ст. преподаватель М.В. Хомякова будет вести работу по переработке материалов диссертационного исследования и подготовке к представлению на проблемную комиссию.

Адрес: Новосибирск,630075, Сибирский федеральный округ, Новосибирская обл., г.Новосибирск, ул. Медкадры, 5