Новосибирский государственный медицинский университет
Департамент по учебной работе
Педиатрический факультет
Кафедра педагогики и психологии (педиатрического факультета)

Контактная информация

Адрес:
Новосибирск, 630075, Сибирский федеральный округ, Новосибирская обл., г.Новосибирск, ул. Медкадры, 5, Каб.: 204, 205

Телефон: +7(383) 226-98-31
E-mail: KPP-NGMU@yandex.ru
Файл PDFПоложение о подразделении
Время работы:

понедельник - суббота
9-00 - 18-00


Время приема:

понедельник - пятница
10-00 - 15-00


Клинические базы

Структура и сотрудники

Учебных ставок: 6.5

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА КАФЕДРЫ

1. Работа со студентами

Для студентов очной и заочной форм обучения кафедра ведет преподавание дисциплин:

  • Педиатрический факультет (специальность «Педиатрия»): «Психология и педагогика», «Основы профилактики зависимого поведения»
  • Стоматологический факультет (специальность «Стоматология»): «Психология, педагогика»
  • Лечебный факультет (специальность «Лечебное дело»): «Психология и педагогика»
  • Фармацевтический факультет (специальность «Фармация»): «Психология и педагогика»
  • Медико-профилактический факультет (специальность «Медицинская биохимия», «Медицинская биофизика», «Медико-профилактическое дело»): «Психология и педагогика»

2. Работа с аспирантами

Для аспирантов всех специальностей программ послевузовского образования НГМУ кафедра ведет преподавание дисциплин: «Психология и педагогика высшей школы», «Психология человека», «Педагогическая практика».

3. Работа с ординаторами

Для ординаторов всех специальностей программ послевузовского образования НГМУ и ННИИТО им. Я.Л. Цивьяна кафедра ведет преподавание дисциплины «Педагогика».

4. Центр повышения квалификации и профессиональной переподготовки преподавателей

В рамках работы ЦПКиПП кафедра реализует программу «Актуальные вопросы педагогики и психологии высшей школы» (профессорский, доцентский и ассистентский циклы) и 12 микроциклов, объемом 36 часов.

Основное внимание в работе уделяется теоретической и практической разработке методологических и методических вопросов, обеспечивающих решение задач, стоящих перед НГМУ в целом, на всех этапах развития вуза и системы высшего и постдипломного образования в России.

Всего с 1999 г. по 2017 г. на циклах повышения квалификации и профессиональной переподготовки преподавателей НГМУ прошло обучение свыше 3000 человек.

5. «Преподаватель высшей школы» – двухгодичная программа профессиональной переподготовки

В рамках данной программы ведется преподавание дисциплин: «Психология человека», «Педагогика», «Методология и методы психолого-педагогических исследований», «Информационные технологии в науке и образовании», «Психология и педагогика высшей школы», «Технология профессионально-ориентированного обучения», «Организационные (нормативно-правовые) основы системы образования», «Практикум по решению профессиональных задач», «Тренинг профессионально-ориентированных риторики, дискуссий и общения», «Педагогическая практика».

По итогам прохождения образовательной программы слушатели защищают выпускную квалификационную работу, что является основанием для присвоения квалификации «Преподаватель высшей школы».

С 2003 по 2017 гг. квалификацию «Преподаватель высшей школы» получили свыше 350 человек.

  НАУЧНАЯ РАБОТА КАФЕДРЫ

 В рамках диссертационных исследований проводится следующая работа:

  1. Доцент Т.Н. Гриневецкая работает по теме научного исследования «Развитие этнокультурного образования педагогов в процессе их профессиональной подготовки».
  2. Доцент Т.А. Шпикс работает по теме научного исследования «Психофизиологические механизмы химических и процессных аддикций».
  3. Доцент Безродная Г.В. работает по теме научного исследования «Управляющее воздействие на образовательный процесс в медицинском вузе как тип социального взаимодействия: концепция, механизмы реализации».
  4. Доцент Лыгина Н.И. работает по теме научного исследования «Оценка качества деятельности преподавателя высшей школы».
  5. Доцент Затеев В.В. работает по теме научного исследования «Современное российское студенчество».
  6. Ст. преподаватель Хомякова М.В. работает по теме научного исследования «Соотношение направленности и характера в структуре индивидуальности».

ИСТОРИЯ КАФЕДРЫ

Л.Б. Наумов

В 1970 году в НГМИ при Факультете повышения квалификации преподавателей медицинских вузов была создана первая в СССР кафедра педагогики и оптимизации высшего медицинского образования. Основателем кафедры и первым ее заведующим (1970-1985) был профессор Леонид Борисович Наумов.

За эти 15 лет свыше 3000 преподавателей почти всех медицинских институтов СССР – ассистенты, доценты и профессора, заведующие кафедрами – овладевали наиболее эффективными оригинальными принципами и методами профессиональной подготовки врачей.

Л.Б. Наумов разработал 15 научно-методических направлений и 70 различных путей, методов и средств оптимизации профессионального обучения специалистов. Они перечислены в его книге «Учебные игры в медицине». Профессор Л.Б. Наумов – автор и соавтор более 150 научных работ, в том числе 25 книг, учебных пособий, учебника для студентов, руководств для врачей и преподавателей, монографий, ряда сборников научных работ по оптимизации высшего медицинского образования. Единственные в мировой медицинской литературе – программированный учебник с алгоритмами и программированное руководство для врачей – награждены Дипломами за Лучшую Медицинскую книгу. Книга с первыми в мире алгоритмами дифференциальной диагностики в рентгенологии награждена Серебряной медалью ВДНХ СССР.

В настоящее время профессор Л.Б. Наумов: почетный член Израильской Ассоциации Альтернативной Медицины за инновативные достижения в медицинских интеллектуальных технологиях, докладчик на Всемирных и Европейских международных конгрессах в Женеве, Иерусалиме, Копенгагене, Флоренции; член Редколлегии Журнала по кардиологии, Турция.

В.Д. Новиков

С 1985 по 1988 гг. кафедру возглавлял д.м.н., профессор Валерий Дорофеевич Новиков.

Кафедра получила название: «Кафедра педагогики и оптимизации учебного процесса».

В этот период на кафедре повышали свою квалификацию ассистенты, доценты и профессора из всех медицинских вузов страны не только по проблемам педагогики и психологии высшей школы, но и по основам компьютеризации обучения. Впервые были организованы выездные циклы ФППКП по педагогике и психологии высшей школы в городах Сибири, Урала и Дальнего Востока. На кафедре под руководством В.Д. Новикова велась интенсивная разработка программ по тестовому контролю знаний студентов.

С 1988 года кафедра начала учебный процесс со студентами всех факультетов по курсу общей психологии.

В.В. Меркушев

С 1988 г. по март 1999 г. кафедру возглавлял доцент Виктор Владимирович Меркушев – автор более 100 научных и методических работ, посвященных различным аспектам совершенствования профессиональной и психолого-педагогической подготовки студентов, врачей и преподавателей медицинских вузов.

Основное направление научной и научно-методической работы кафедры с этого времени – «Активные методы обучения в медицинском вузе». В этот период существенно изменилась учебная и научная деятельность кафедры. Программа курса «Психологические и педагогические основы профессиональной деятельности врача», впервые разработанная кафедрой, является базовой для всех медицинских вузов России.

В 1988 году кафедра была переименована в кафедру педагогики и медицинской психологии.

Г.В. Безродная

С 1999 по 2014 гг. кафедру возглавляла доцент Галина Валентиновна Безродная.

Г.В. Безродная – член Координационного совета по постдипломному медицинскому образованию России, автор более 80 научных работ.

В 2002 году кафедра была переименована в кафедру педагогики и психологии.

Г.В. Безродная была награждена Грамотой Министерства здравоохранения и социального развития РФ (2006 г.), Почётной грамотой губернатора НСО (2011 г.), Медалью за вклад в развитие НСО (2012 г.).

За период с 1999 г. по 2015 г. на стационарных и выездных циклах ФПК – ЦПК НГМА – НГМУ прошли обучение преподаватели следующих учебных заведений:

  • Новосибирского государственного медицинского университета,
  • Красноярского государственного медицинского университета,
  • Саратовского государственного медицинского университета,
  • Алматинского государственного медицинского университета,
  • Сургутского государственного медицинского университета,
  • Пермской государственной медицинской академии,
  • Кемеровской государственной медицинской академии,
  • Читинской государственной медицинской академии,
  • Семипалатинской государственной медицинской академии,
  • Новокузнецкого государственного института усовершенствования врачей,
  • Ижевской государственной медицинской академии,
  • Омской государственной медицинской академии,
  • Ханты-Мансийского государственного медицинского института,
  • Новосибирского базового медицинского колледжа и ряда других образовательных учреждений.

В 2003 году, во исполнение приказа №180 от 24.01.2002 в рамках работы ФППКП, было организовано двухгодичное обучение преподавателей НГМА для получения дополнительной квалификации «Преподаватель высшей школы». 

Т.Н. Гриневецкая

С 2015 года кафедру возглавляет доцент Татьяна Николаевна Гриневецкая.

В настоящее время основными направлениями работы кафедры являются:

1. Работа со студентами

Для студентов очной и заочной форм обучения кафедра ведет преподавание дисциплин:

  • Педиатрический факультет (специальность «Педиатрия»): «Психология и педагогика», «Основы профилактики зависимого поведения»
  • Стоматологический факультет (специальность «Стоматология»): «Психология, педагогика»
  • Лечебный факультет (специальность «Лечебное дело»): «Психология и педагогика»
  • Фармацевтический факультет (специальность «Фармация»): «Психология и педагогика»
  • Медико-профилактический факультет (специальность «Медицинская биохимия», «Медицинская биофизика», «Медико-профилактическое дело»): «Психология и педагогика»

2. Работа с аспирантами

Для аспирантов всех специальностей программ послевузовского образования НГМУ кафедра ведет преподавание дисциплин: «Психология и педагогика высшей школы», «Психология человека», «Педагогическая практика».

3. Работа с ординаторами

Для ординаторов всех специальностей программ послевузовского образования НГМУ и ННИИТО им. Я.Л. Цивьяна кафедра ведет преподавание дисциплины «Педагогика».

4. Центр повышения квалификации и профессиональной переподготовки преподавателей

В рамках работы ЦПКиПП кафедра реализует программу «Актуальные вопросы педагогики и психологии высшей школы» (профессорский, доцентский и ассистентский циклы) и 12 микроциклов, объемом 36 часов.

Основное внимание в работе уделяется теоретической и практической разработке методологических и методических вопросов, обеспечивающих решение задач, стоящих перед НГМУ в целом, на всех этапах развития вуза и системы высшего и постдипломного образования в России.

Всего с 1999 г. по 2017 г. на циклах повышения квалификации и профессиональной переподготовки преподавателей НГМУ прошло обучение свыше 3000 человек.

5. «Преподаватель высшей школы» – двухгодичная программа профессиональной переподготовки

В рамках данной программы ведется преподавание дисциплин: «Психология человека», «Педагогика», «Методология и методы психолого-педагогических исследований», «Информационные технологии в науке и образовании», «Психология и педагогика высшей школы», «Технология профессионально-ориентированного обучения», «Организационные (нормативно-правовые) основы системы образования», «Практикум по решению профессиональных задач», «Тренинг профессионально-ориентированных риторики, дискуссий и общения», «Педагогическая практика».

По итогам прохождения образовательной программы слушатели защищают выпускную квалификационную работу, что является основанием для присвоения квалификации «Преподаватель высшей школы».

С 2003 по 2017 гг. квалификацию «Преподаватель высшей школы» получили свыше 350 человек.

Адрес: Новосибирск,630075, Сибирский федеральный округ, Новосибирская обл., г.Новосибирск, ул. Медкадры, 5