Сетевое издание "Медицина и образование в Сибири"
 
 
  

 
№ 1 - 2013 г.
14.00.00 медицинские науки

УДК 616-002.5:615.89

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ТУБЕРКУЛЁЗЕ В ТРАДИЦИОННОЙ АЮРВЕДИЧЕСКОЙ МЕДИЦИНЕ (НА ПРИМЕРЕ «ЧАРАКА-САМХИТЫ»)

В. Н. Пряхина1, В. Ю. Дружинин1, М. А. Суботялов2

1ГБОУ ВПО «Новосибирский государственный медицинский университет» Минздрава России (г. Новосибирск)
2ФГБОУ ВПО «Новосибирский государственный педагогический университет» (г. Новосибирск)

В данной работе описаны представления о природе туберкулёза, изложенные в текстах Древней Индии, и прежде всего в «Чарака-самхите», трактате традиционной аюрведической медицины, окончательно сложившемся к I–II веку н.э. Указываются причины, процесс развития болезни, клинические проявления, прогноз заболевания и элементы лечения, согласно источникам.

Ключевые слова: история медицины; аюрведическая медицина; история фтизиатрии; туберкулёз; санскрит; Чарака-самхита.


Актуальность. Туберкулёз известен с глубокой древности. В 1907 году P. Bartels описал туберкулёзное поражение позвоночника у человека, жившего в эпоху неолита вблизи Гейдельберга [8]. У мумифицированных трупов в Египте (2000–2750 годы до н. э.) были обнаружены специфические поражения крупных суставов и туберкулёзные изменения позвоночника. Кодекс вавилонского царя Хаммурапи (1792–1750 годы до н. э.) включал право на развод с женщиной, больной лёгочной чахоткой. Позднее, в «Гиппократовом сборнике» (около 280 года до н. э.), были описаны общие признаки этого заболевания. Эту болезнь упоминал в своих работах Авл Корнелий Цельс (30/25 год до н. э. — 45/50 год н. э.), а позднее и Гален из Пергама (129—204/216) [3, 5]. В современной литературе упоминания о представлении, касающемся природы туберкулёза в Древней Индии в целом, и в традиционной аюрведической медицине, в частности, крайне немногочисленны. Восполнить этот пробел и призвана данная статья. Осознавая, что термин «туберкулёз» был введен Рене Лаэннеком (1782–1826) в более поздний исторический период, тем не менее авторы используют это понятие для облегчения восприятия материала.

Цель исследования: описать представления о природе туберкулёза, включая его причины, процесс развития, клинические проявления, прогноз и элементы лечения, изложенные в классических текстах традиционной аюрведической медицины (на примере «Чарака-самхиты»).

Результаты исследования. Туберкулёз известен в письменных источниках Древней Индии как раджа-йакшма (raja-yakṣmā). В «Чарака-самхите» (2.6.12) этимология этого термина расшифровывается следующим образом: «Врачи называют эту болезнь раджа-йакшма, так как она является самой тяжёлой (rāja) среди всех других болезней (yakṣmāṇam) и приносящей множество страданий, а также потому, что в незапамятные времена ей страдал сам бог луны (soma), царь (rāja) всех звёзд» [6, с. 285]. Согласно древней истории, изложенной в текстах пуран и «Махабхарате» (9.34.40–77), бог луны (soma) женился на 27-ми дочерях (олицетворяют созвездия) прародителя человечества (prajāpati) по имени Дакша (dakṣa), и должен был навещать по очереди всех жён. Но одна из них, по имени Рохини (rohiṇī), полюбилась ему более всех других, что вызвало гнев остальных жён и привело к проклятию самим Дакшей. Тяжёлый недуг, поразивший Сому, не поддавался никакому лечению, и лишь после омовения в священном месте здоровье вернулось к Соме. Как напоминание об этом, половину месяца луна убывает, а затем вновь «растёт» [2, 7]. Существует несколько синонимов этой болезни. Словарь «Амара-коша» (2.6.51) гласит kṣayaḥ śoṣaś ca yakṣmā ca: «Кшайа, шоша и йакшма — синонимы раджа-йакшмы» [9, p. 219]. Первый из них означает: «То, что приводит к изнурению, истощению пациента». Второй: «То, что иссушает все ткани тела». Третий: «То, что проявляется различными расстройствами». Под именем «йакшма» туберкулёз упоминается ещё в «Атхарваведе» (II.33), содержащей гимн-заклинание против этого недуга [1].

Согласно Чарака-самхите (2.6.3), существует 4 причины туберкулёза: чрезмерная нагрузка (sāhasa), сдерживание естественных потребностей (saṁdhāraṇa), истощение, иссушение тканей вследствие различных причин (kṣaya) и неправильное питание (viṣamāśana).

Чрезмерная нагрузка, по Чараке (2.6.4), может быть вызвана сражением человека с более сильным соперником, упражнениями с луком, обладающим туго натянутой тетивой, чрезмерными разговорами, ношением непосильных тяжестей, плаванием в открытом водоёме на большие расстояния, быстрым бегом на длинные дистанции и т. п. Вследствие этого, один из трёх физиологических факторов (tridoṣa), вата (vāta), выводится из равновесия, становясь патологическим, вызывая дисбаланс других факторов (питта и капха) и распространяясь в различные органы, обеспечивает разнообразные симптомы. Среди них Чарака (6.8.16–18) выделяет такие как головная боль (śiraḥ-śūla), боль в горле (kaṇṭha-uddhvaṁsa), кашель (kāsa), хрипота (svara-bheda), отсутствие аппетита (arocaka), диарея (varcobheda), зевание вследствие сонливости (jṛmbhā), жар (jvara) и боль в грудной клетке (uraso rujam). Из-за поражения органов грудной клетки больной при кашле выделяет слизь с примесью крови (sa-śoṇitam), что причиняет сильное страдание [6]. Описывая таким образом последствия длительного перенапряжения, автор «Чарака-самхиты» остроумно замечает (2.6.5), что следует избегать непосильных нагрузок, ибо человек может обрести желанные плоды своей деятельности только в том случае, если он жив.

Своевременное отправление естественных потребностей — один из важнейших компонентов здорового образа жизни. Авторы классических трактатов аюрведической медицины подробно описывают его значимость. В контексте темы данной статьи Чарака (6.8.20) говорит, что когда человек из стыда, предрассудков или страха сдерживает потребность в испускании газов, мочеиспускании или дефекации, то вата-доша выводится из равновесия и разбалансирует две других доша [6]. Это приводит к указанным выше симптомам.

Следующая возможная причина туберкулёза — истощение тканей (kṣaya). Оно наступает вследствие злобы, гнева, постоянных беспокойств, длительной скорби или страха, голодания, недоедания, постоянного потребления сухой, непитательной пищи, а также вследствие чрезмерных половых взаимоотношений. Подробно описывая последствия половых излишеств, Чарака (2.6.9) говорит, что семя — это конечная суть пищи, потребляемой человеком, а потому должно быть оберегаемо, так как его уменьшение ведёт к множеству болезней или даже смерти [6].

Последняя, из перечисленных в «Чарака-самхите» причин, это — неправильное питание (viṣamāśana). Автор трактата (2.6.10) указывает, что когда человек постоянно употребляет пищу, нарушая правила, касающиеся её природы (prakṛti), способа приготовления (karaṇa), совмещения компонентов пищи (saṁyoga), её количества (rāśi) и других принципов, подробно изложенных в аюрведических текстах [4], то все три фактора (вата, питта и капха) выходят из равновесия и распространяются по организму, препятствуя трансформации пищи в ткани тела, тем самым истощая их. Вата вызывает такие симптомы, как острая боль (śula), неприятные ощущения в горле (kaṇṭhoddhvaṁsana), боль в грудной клетке (pārśvasaṁ rujanam) и области лопаток (aṁsāvamarda), хрипоту (svara-bheda), простудные явления (pratiśyāya). Питта вызывает лихорадку (jvara), диарею (atīsāra) и ощущение сильного внутреннего жара (antardāha), капха — простудные явления (pratiśyāya), ощущение тяжести в голове (śiraso gurutvam), потерю аппетита (arocaka) и кашель (kāsa). Вследствие нарушения питания тканей больной постепенно истощается (śanaiḥ śanaiḥ śuṣyati). Подводя итог этому, «Чарака-самхита» (2.6.11) указывает, что наблюдая множество болезней, причиняющих страдания, порождённых неправильным питанием, мудрый человек должен есть пищу, приносящую благо, должную по количеству и в правильное время, контролируя свои чувства [6].

Согласно аюрведической концепции болезни, Чарака (6.8.33–37) выделяет следующие продромальные признаки туберкулёза (pūrva-rūpa): насморк, слабость, видение изъянов даже там, где их нет, ощущение чего-то ужасного в своём теле, постепенное уменьшение силы и истощение мышц, несмотря на приём пищи, а также желание вина, мяса и секса. Такому больному могут сниться высохшие водоёмы, засушливые города и деревни, сожжённые леса и т.д.

Полное проявление картины туберкулёза характеризуется одиннадцатью симптомами (ekādaśa-rūpa): ощущение тяжести в голове (śirasaḥ paripūrṇatvam), кашель (kāsa), затруднение дыхание (śvāsa), хрипота (svarabheda), выделение слизи (śleṣmaṇaś chardanam), кровохарканье (śoṇita-ṣṭhīvanam), боль в грудной клетке (pārśvasaṁ rojanam), боль в лопаточной области (aṁsāvamarda), лихорадка (jvara), диарея (atīsāra), отсутствие аппетита (arocaka) [6].

Прогноз заболевания во многом зависит от состояния больного, если он истощён и слаб, то даже наличие неполной картины симптомов не способствует его выздоровлению, с другой стороны даже при наличии всех симптомов сильный и упитанный пациент может быть излечен.

Аюрведические тексты подробно описывают лечение каждого из проявлений туберкулёза с помощью продуктов растительного и животного происхождения, общий же режим лечения, согласно Чарака-самхите (6.8.144–148), помимо прочего, включает в себя массаж и умащение тела маслом, ношение красивых, неповреждённых одежд, регулярное принятие ванн и омовений, согласно сезону, использование питательных клизм, принятие в пищу молока, топлёного масла, мяса (преимущественно хищных животных), риса, приготовленного с мясным бульоном, и подходящих вин. Рекомендуется использовать приятную парфюмерию, общаться с близкими друзьями и лицезреть прекрасных женщин, слушать красивую музыку и пение, приятное слуху, находиться всегда в хорошем настроении, служить старшим, воздерживаться от половых отношений, раздавать пожертвования, принимать аскезы и поклоняться Богу, быть правдивым, совершать праведные поступки, избегать насилия, служить врачам и брахманам.

Заключение. Тексты Древней Индии содержат множество упоминаний о туберкулёзе. Тексты традиционной аюрведической медицины содержат подробное описание причин болезни, её развития, клинические проявления данного заболевания, его прогноз и лечение. Многие сведения, изложенные в «Чарака-самхите» и других канонических текстах аюрведы, остаются актуальными и сегодня.

Список литературы

  1. Атхарваведа (Шаунака) : в 3 т. Т. 1, кн. I–VII / Пер. с вед., вступ. ст., коммент. и прил. Т. Я. Елизаренковой ; Ин-т востоковедения. — М. : Вост. лит., 2005. — 573 c.
  2. Махабхарата. Кн. 9. Шальяпарва / Изд. подгот. В. И. Кальянов. — М. : Ладомир, 1996. — 352 с.
  3. Сорокина Т. С. История медицины : учебник для студ. высш. мед. учеб. заведений / Т. С. Сорокина. — 9-е изд., стер. — М. : Издательский центр «Академия», 2009. — 560 с.
  4. Суботялов М. А. Диетология в традиционной аюрведической медицине [Электронный ресурс] / М. А. Суботялов, В. Ю. Дружинин // Медицина и образование в Сибири : электронный научный журнал. — 2012. — № 3. — Режим доступа : http://ngmu.ru/cozo/mos/article/text_full.php?id=736
  5. Холмовская М. Б. Хронологическая таблица основных событий и фактов в истории фтизиатрии (5000 лет до н.э. — 1998 г.) / М. Б. Холмовская. — М., 1999. — 84 с.
  6. Caraka-saṁhitā. Agniveśa`s treatise refined and annotated by Caraka and redacted by Dṛḍhabala / Caraka-saṁhitā ; Text with English translation ; Editor-translator prof. Priyavrat Sharma. — Vol. 1. Varanasi : Chaukambha Orientalia, 2001. — 544 p.
  7. Mani Vettam. Purāṇic Encyclopaedia. A Comprehensive Dictionary with Special Reference to the Epic and Purāṇic Literature. — Delhi : Motilal Banarsidass, 1975. — 922 p.
  8. Roberts, Charlotte A. The bioarcheology of tuberculosis: a global view on a reemerging disease / Charlotte A. Roberts and Jane E. Buikstra. — University Press of Florida, 2003. — 343 p.
  9. The Nāmalingānuśāsana (Amarakosha) of Amarasimha. With the Commentary (Vyākhyāsudhā or Ramāśramī) Of Bhānuji Dīkshit. Bombay, 1929. — 535 p.

 

Учредитель: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Новосибирский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации (ФГБОУ ВО НГМУ Минздрава России)

Государственная лицензия ФГБОУ ВО НГМУ Минздрава России
на образовательную деятельность:
серия ААА № 001052 (регистрационный № 1029) от 29 марта 2011 года,
выдана Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки бессрочно

Свидетельство о государственной аккредитации ФГБОУ ВО НГМУ Минздрава России:
серия 90А01 № 0000997 (регистрационный № 935) от 31 марта 2014 года
выдано Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки
на срок по 31 марта 2020 года

Адрес редакции: 630091, г. Новосибирск, Красный проспект, д. 52
тел./факс: (383) 229-10-82, адрес электронной почты: mos@ngmu.ru

Выпуск сетевого издания «Медицина и образование в Сибири» (ISSN 1995-0020)
прекращен в связи с перерегистрацией в печатное издание «Journal of Siberian Medical Sciences» (ISSN 2542-1174). Периодичность выпуска — 4 раза в год.

Архивы выпусков «Медицина и образование в Сибири» доступны на сайте с 2006 по 2016 годы, а также размещены в БД РИНЦ (Российский индекс научного цитирования) на сайте elibrary.ru.

Средство массовой информации зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) —
Свидетельство о регистрации СМИ: ПИ № ФС77-72398 от 28.02.2018.

© ФГБОУ ВО НГМУ Минздрава России, 2020



22.05.2017
Сетевое издание «Медицина и образование в Сибири» преобразовано в печатное издание «Journal of Siberian Medical Sciences». Дата перерегистрации: 18.05.2017. Свидетельство о СМИ: ПИ № ФС 77-69793.
Подробнее >>

03.04.2017
С 2017 года Издательско-полиграфическим центром НГМУ осуществляется выпуск печатного издания «Сибирский медицинский вестник».
Подробнее >>

08.02.2016
Уважаемые авторы! Открыт прием статей во 2-й номер 2016 года (выход номера — середина мая 2016 г.).
Подробнее >>

11.01.2016
Уважаемые авторы! Продолжается прием статей в 1-й номер 2016 года (выход номера — конец февраля 2016 г.).
Подробнее >>

28.12.2015
Уважаемые авторы! Сетевое издание входило в Перечень ВАК до 30 ноября 2015 г. Работа по включению издания в новый Перечень ВАК продолжается.
Информация о формировании Перечня ВАК
Подробнее >>

Архив новостей


Rambler's Top100