Сетевое издание "Медицина и образование в Сибири"
 
 
  

 
№ 4 - 2016 г.
14.00.00 медицинские науки
(14.03.00 Медико-биологические науки)

УДК 616.31-084:615.89

ПРОФИЛАКТИКА БОЛЕЗНЕЙ ЗУБОВ В ИСТОЧНИКАХ ТРАДИЦИОННОЙ АЮРВЕДИЧЕСКОЙ МЕДИЦИНЫ

В. Ю. Дружинин

ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный медицинский университет» Минздрава России (г. Новосибирск)

В научной работе В. Ю. Дружинина «Профилактика болезней зубов в источниках традиционной аюрведической медицины» описаны представления об уходе за полостью рта, изложенные в санскритских текстах Древней Индии, прежде всего, в «Аштанга-хридайам», «Чарака-самхите» и «Сушрута-самхите». Приводятся авторские переводы классических трактатов, посвященные этой теме.

Ключевые слова: история медицины, аюрведическая медицина, санскрит, Аштанга-хридайам, источники медицины, Сушрута-самхита, Чарака-самхита.


Введение. В течение последних десятилетий Всемирная Организация Здравоохранения (ВОЗ) поощряет изучение и введение в практику современного здравоохранения методов и опыта традиционной медицины [3]. В 2013 году ВОЗ выпустила документ «Стратегия ВОЗ в области традиционной медицины 2014–2023», в котором одним из аспектов стратегии указано содействие внедрению практик традиционной и комплементарной медицины в здравоохранение, в том числе в индивидуальную заботу о здоровье [11, р. 12]. Одной из развитых традиционных медицинских систем является аюрведическое врачевание (āyurveda), которое развивалось и процветало в основном на территории современной Индии и некоторых стран Юго-Восточной Азии [3, с. 30]. В аюрведических источниках, написанных на санскрите, подробно описаны ежедневные гигиенические процедуры, способствующие сохранению здоровья. Среди основных источников можно выделить «Аштанга-хридайам» — текст, написанный врачом Вагбхатой около VII в. н.э. на основе более ранних источников («Чарака-самхита», «Сушрута-самхита», «Аштанга-санграха») [1, с. 8].

Цель исследования. Основываясь на авторских переводах санскритских источников, представить учение о профилактике болезней зубов в традиционной аюрведе.

Результаты исследования. Распорядок дня, согласно трактатам «Аштанга-хридайам» (1.2.1) и «Аштанга-санграха» (1.3.1), начинается с раннего пробуждения (prabodha), размышления о состоянии своего тела (śarīra-cintā), отправления естественных потребностей и очистительных мероприятий после этого (śauca-vidhi). После этого человек должен приступить к уходу за полостью рта. Чистка зубов традиционно осуществляется с помощью веточки различных растений (danta-pavanam или danta-dhavana) [8].

Указывается, что делать это нужно последовательно (śanaiḥ), начиная с нижних зубов (adhodanta-pūrvakam), один за другим (ēkaikam), не повреждая десны (dantānāṃ māṃsāny abādhayann apīḍayan). Необходимо чистить зубы утром (prātaḥ=pratyuṣasi) и после принятия пищи (āhāraṃ bhakṣayitvā ca).

Растения, рекомендуемые Вагбхатой и его комментаторами, представлены в табл. 1.

Таблица 1

Растения, рекомендуемые Вагбхатой и его комментаторами

№ п/п Санскритское название Латинский эквивалент
1 arka/sūryāhvā Calotropis procera/gigantean Dryand.
2 nyagrodha/yakṣāvāsa Ficus benghalensis Linn.
3 khadira/gāyatrī Acacia catechu Willd.
4 karañja/ciribilva Pongamia pinnata Linn.
5 kakubha/arjuna Terminalia arjuna W. & A.
6 mālatī/jātī Jasminum officinale Linn.
7 karavīra/aśvaghna Nerium oleander Linn.
8 asana Pterocarpus marsupium Roxb.
9 sarja Vateria indica Linn.
10 apāmārga Achyranthus aspera Linn.
11 Irimeda Acacia farnesiana Willd.

Могут быть использованы и другие растения, обладающие подобными свойствами. Приведенные Вагбхатой здесь виды растений даны лишь для примера (udāharaṇārthaṃ) и лаконичности изложения (saṃkṣepa-vivakṣā), так как перечисление всего ряда растений могло быть неоправданно длинным. В «Аштанга-санграхе» (1.3.14) указывается, что растение должно быть известным человеку (vijñāta-vṛkṣa) и выросшим на благоприятной почве (subhūmija) [9, р. 16–17].

Какими качествами должна быть наделена веточка (danta-kāṣtha) для очищения зубов?

  1. У нее должен быть мягкий, разволокненный кончик (mṛdv-agram=kūrcitāgram), чтобы не повреждать десны, для этого сначала рекомендуется его разгрызть (bhakṣaṇena bhakṣaṇa-pūrvakaṃ danta-gharṣaṇaṃ lakṣyate). «Аштанга-санграха» (1.3.14) также говорит, что кончик веточки должен быть размягчен (kṣuṇṇāgra).
  2. Растения, из которых она изготавливается, должны иметь вяжущий, острый или горький вкус, так как эти три вкуса способствуют в полной мере устранению неприятного вкуса и капха-доши/слизи во рту, наделяют аппетитом (mukha-vairasyārocaka-śleṣmādy-apanayāḥ samyak sampadyante). Приведение примеров растений (табл. 1) и одновременное называние вкусов, которые необходимо использовать, может казаться избыточным, но Вагбхата делает для полноты и ясности картины (saṅgrahārthaṃ spaṣṭārthaṃ ca).
  3. Толщина веточки должна быть равной вершине мизинца (kaniṣṭhikāṅguly-agra-bhāgavat sthūlam).
  4. Ее длина должна равняться толщине двенадцати пальцев (aṅguli). Согласно грамматике Панини (5.4.86), вторичный (taddhita) суффикс a (ac) присоединяется к сложному слову типа тат-пуруша, которое содержит слово aṅguli «палец» в сочетании с числительным или несклоняемым словом [10, p. 717]. Поэтому dvādaśāṅgulam означает то, что длина палочки для очищения зубов равняется толщине двенадцати пальцев. Слово aṅguli происходит от корня ag (aṅgatīti) двигаться (gati) и суффикса uli. Синонимичным является слово karaśākhā (букв. «ветвь кисти руки»). Об этом читаем в словаре «Амара-коша» (2.6.82): aṅgulyaḥ karaśākhāḥ syuḥ — «Слова aṅgulyaḥ и karaśākhāḥ — синонимы пальцев» [7, p. 231]. Двенадцать ангули составляют меру длины, называемую витасти (vitasti). Согласно «Амара-коше» (2.6.84): aṅguṣṭhe sakaniṣṭhe syād vitastir dvādaśāṅgulaḥ — «Витасти равна двенадцати ангули. Это расстояние от большого пальца до мизинца» [7, p. 231].
  5. Веточка для очищения зубов должна быть прямой, ровной (praguṇa = ṛju).

Комментатор «Аштанга-хридайам» Арунадатта отмечает, что существуют и другие правила, касающиеся очищения зубов, подробно изложенные в «Аштанга-санграхе» или приписываемые «Сушрута-самхите», например, виды запрещенных растений (среди которых śleṣmātaka/Cordia dichotoma Forst., ariṣṭa/Azadirachta indica A. Juss., bibhīta/Terminalia bellerica Roxb., dhava/ Anogeissus latifolia Wall. и др.) или варианты длины веточек (6, 8 или 12 ангули) [8, p. 24].

Сведения об уходе за зубами, представленные также в других важных источниках, сведены в табл. 2.

Таблица 2

Уход за зубами в других источниках

Характеристика «Чарака-самхита»
(1.5.71–74)
[6, p. 42; 4, с. 200]
«Сушрута-самхита»
(4.24.4-12) [5, p. 487; 2, с. 37]
Внешние признаки
данта-паваны
С разволокненным кончиком (āpōthitāgra) Длиной 12 ангул (dvādaśāṅgulam āyatam)
Толщиной в мизинец (kaniṣṭhikā-parīṇāha)
Прямая (ṛju)
Лишена узлов (agranthita) или один узел/нечетное число узлов (ayugma-granthi)
Без полостей (avraṇa)
Свежая (pratyagra)
С растения, выросшего на благоприятной земле (śasta-bhūmijam)
Мягкая (mṛdu)
Частота и правила чистки зубов Два раза в день (dvau kālau)
Не повреждая десны (danta-māṁsāny abādhayan)
Утром (prātaḥ)
С учетом сезона, конституции, вкуса и вирьи (avēkṣyartuṁ ca dōṣaṁ ca rasaṁ vīryaṁ ca)
Не повреждая десны (danta-māṁsāny abādhayan)
Один зуб за другим (ēkaikaṁ gharṣayēd dantam)
Рекомендуемый вкус данта-паваны Вяжущий, острый или горький (kaṣāya-kaṭu-tiktaka) Вяжущий, сладкий, горький или острый
(kaṣāyaṁ madhuraṁ tiktaṁ kaṭukam)
Рекомендуемые растения Каранджа, каравира, арка, малати, какубха, асана Нимба, кхадира, мадхука, каранджа
Результат Устраняет дурной запах, неприятный привкус во рту, нечистоты языка, зубов и полости рта, наделяет вкусом/аппетитом (nihanti gandhaṁ vairasyaṁ jihvā-dantāsyajaṁ malam niṣkrṛṣya rucim ādhattē) Устраняет зубной налет, дурной запах, слизь/капху, наделяет чистотой, аппетитом, радостным расположением духа (tad-daurgandhyōpadēhau tu ślēṣmāṇaṁ cāpakarṣati vaiśadyam annābhiruciṁ saumanasyaṁ karōti ca)

Далее в «Аштанга-хридайам» (1.2.4) Вагбхата приводит перечень состояний, при которых использовать веточку для чистки зубов запрещено. Среди них несварение (ajīrṇa), тошнота (vamathu), затруднение дыхания (śvāsa), кашель (kāsa), лихорадка (jvara) или паралич лицевого нерва (ardita), патологическая жажда (tṛṣṇā), воспаления ротовой полости (āsya-pāka), болезней сердца, глаз, головы и ушей (hṛn-netra-śiraḥ-karṇāmaya) [8, p. 25].

Заключение. Классические трактаты традиционной аюрведической медицины содержат подробное описание различных гигиенических процедур, в том числе по уходу за зубами. Применение этих методов способствует сохранению здоровья и используется в настоящее время.

Список литературы

  1. Вагбхата Ш. Аштанга-хридайа-самхита : Кн. 1. Сутрастхана : Гл. 1. Аюшкамийа / Шримад Вагбхата ; пер. с санскрита, предисл. и коммент. В. Ю. Дружинина. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : БиоБаланс+, 2016. — 256 с.
  2. Дружинин В. Ю. Уход за зубами в «Cушрута-самхите» / В. Ю. Дружинин, М. А. Суботялов // Материалы VIII Всероссийской конференции «История стоматологии». — М. : МГМСУ, 2014. — С. 36–37.
  3. Суботялов М. А. Аюрведа : источники и характеристика / М. А. Суботялов, В. Ю. Дружинин. — М. : Философская Книга, 2015. — 272 с.
  4. Суботялов М. А. Уход за зубами в «Чарака-самхите» / М. А. Суботялов, В. Ю. Дружинин // Материалы VI Всероссийской конференции «История стоматологии». — М. : МГМСУ, 2012. — С. 200–201.
  5. Maharṣiṇā suśrutena viracitā suśrutasaṁhitā śrīḍalhaṇācārya-viracitā nibandha-saṁgrahākhya-vyākhyayā nidāna-sthānasya śrīgayadāsācārya-viracitayā nyāya-candrikākhya-pañjikā-vyākhyayā ca samullasitā. — Varanasi : Chaukhamba Surbharati Prakashan, 2014. — 824 p.
  6. Maharṣiṇā punarvasunopadiṣṭā tacchiṣyeṇāgniveśena praṇītā caraka-dṛḍhabalābhyāṁ pratisaṁskṛtā caraka-saṁhitā śrī-cakrapāṇidatta-viracitayā āyurveda-dīpikā-vyākhyayā saṁvalitā. — Bombay : Nirṇaya Sāgar Press, 1941. — 738 p.
  7. Śrī nāmaliṅgānuśāsanaṁ nāma amarakoṣaḥ paṇḍita-vara-śrīmad-amarasiṁha-viracitaḥ mahāmahopādhyāya-śrī-bhaṭṭoji-dīkṣitātmaja-vidvad-vara-śrī-bhānuji-dīkṣita-kṛtayā vyākhyā-sudhākhyayā vyākhyayā sahitaḥ. — Bombay: Nirṇaya Sāgar Press, 1929. — 505 p.
  8. Śrīmad-vāgbhaṭa-viracitam aṣṭāṅga-hṛdayam | śrīmad-aruṇadatta-viracitayā sarvāṅga-sundarākhyayā vyākhyayā, hemādri-praṇītayā āyurveda-rasāyanāhvayā ṭīkayā ca samullasitam. — Varanasi : Chaukhamba Surbharati Prakashan, 2014. — 956 p.
  9. Śrīmad-vṛddha-vāgbhaṭa-viracitaḥ aṣṭāṅga-saṅgrahaḥ indu-vyākhyā-sahitaḥ. — Poona, 1980. — 978 p.
  10. Sharma R. N. The Aṣṭādhyāyī of Pāṇini. Vol. IV / R. N. Sharma. — Delhi : Munshiram Manoharlal Publishers Pvt. Ltd., 1999. — 808 p.
  11. WHO traditional medicine strategy : 2014–2023. — WHO, 2013. — 76 p.

 

Учредитель: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Новосибирский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации (ФГБОУ ВО НГМУ Минздрава России)

Государственная лицензия ФГБОУ ВО НГМУ Минздрава России
на образовательную деятельность:
серия ААА № 001052 (регистрационный № 1029) от 29 марта 2011 года,
выдана Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки бессрочно

Свидетельство о государственной аккредитации ФГБОУ ВО НГМУ Минздрава России:
серия 90А01 № 0000997 (регистрационный № 935) от 31 марта 2014 года
выдано Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки
на срок по 31 марта 2020 года

Адрес редакции: 630091, г. Новосибирск, Красный проспект, д. 52
тел./факс: (383) 229-10-82, адрес электронной почты: mos@ngmu.ru

Выпуск сетевого издания «Медицина и образование в Сибири» (ISSN 1995-0020)
прекращен в связи с перерегистрацией в печатное издание «Journal of Siberian Medical Sciences» (ISSN 2542-1174). Периодичность выпуска — 4 раза в год.

Архивы выпусков «Медицина и образование в Сибири» доступны на сайте с 2006 по 2016 годы, а также размещены в БД РИНЦ (Российский индекс научного цитирования) на сайте elibrary.ru.

Средство массовой информации зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) —
Свидетельство о регистрации СМИ: ПИ № ФС77-72398 от 28.02.2018.

© ФГБОУ ВО НГМУ Минздрава России, 2020



22.05.2017
Сетевое издание «Медицина и образование в Сибири» преобразовано в печатное издание «Journal of Siberian Medical Sciences». Дата перерегистрации: 18.05.2017. Свидетельство о СМИ: ПИ № ФС 77-69793.
Подробнее >>

03.04.2017
С 2017 года Издательско-полиграфическим центром НГМУ осуществляется выпуск печатного издания «Сибирский медицинский вестник».
Подробнее >>

08.02.2016
Уважаемые авторы! Открыт прием статей во 2-й номер 2016 года (выход номера — середина мая 2016 г.).
Подробнее >>

11.01.2016
Уважаемые авторы! Продолжается прием статей в 1-й номер 2016 года (выход номера — конец февраля 2016 г.).
Подробнее >>

28.12.2015
Уважаемые авторы! Сетевое издание входило в Перечень ВАК до 30 ноября 2015 г. Работа по включению издания в новый Перечень ВАК продолжается.
Информация о формировании Перечня ВАК
Подробнее >>

Архив новостей


Rambler's Top100