Сетевое издание "Медицина и образование в Сибири"
 
 
  

 
№ 4 - 2016 г.
13.00.00 Педагогические науки

УДК 37.018.536:574

ПРОФИЛЬНАЯ СМЕНА КАК СРЕДА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Н. В. Горошко1,2, Е. К. Емельянова2,3

1ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет» (г. Новосибирск)
2ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный медицинский университет» Минздрава России (г. Новосибирск)
3ФБУН ГНЦ ВБ «Вектор» (г. Новосибирск)

В статье рассматриваются возможности профильного лагеря (смены) как среды экологического воспитания. Приводятся основные особенности профильных смен. Рассматриваются виды деятельности, использующиеся в воспитательном процессе, условия эффективности экологического воспитания профильной смены. Показаны основные этапы в организации и проведении экологической профильной смены и опыт новосибирских образовательных учреждений.

Ключевые слова: профильная смена, профильный лагерь, экологическое воспитание, краеведение.


Введение. Интенсивное антропогенное воздействие на окружающую среду делает все более актуальным вопрос о формировании экологической культуры, которая в период обучения выражается в ответственном личном поведении на природе, активном участии в защите и улучшении природного окружения, пропаганде экологических идей. Формирование экологической культуры возможно при наличии в содержании образовательного пространства ряда маркерных элементов (рис. 1).

Рис. 1. Содержательные маркеры экологической культуры в образовательном пространстве

Экологическая культура является целью и результатом экологического воспитания, где одну из наиболее эффективных форм представляет проведение профильных экологических лагерей или смен. Подобная среда экологического воспитания позволяет перейти от учебной к исследовательской деятельности, что не только повышает усвояемость полученных знаний учащимися, но и является общественно-полезной работой. Приоритетным в экологическом воспитании является формирование ценностных экологических ориентаций. Можно выделить ряд ценностных мотивов экологической деятельности (рис. 2).

Рис. 2. Основные ценностные мотивы экологической деятельности

Цель исследования: выявить ключевые моменты при организации профильных экологических смен для учащихся.

Материалами служили данные о проведении профильных лагерей в Новосибирской области и собственный опыт организации выездных профильных смен, летних практик, экскурсий.

Результаты и обсуждение. Для привлечения внимания учащихся к экологии родного края возможно проведение профильных экологических смен, сочетающих применение природоохранных и научно-исследовательских навыков на практике. Проведение профильных смен позволяет сделать экологическое образование непрерывным и существенно повышает уровень экологической грамотности. Наиболее оптимальным временем для реализации такой смены являются летние каникулы, в ходе которых возможно успешно создать социально-образовательную среду для взаимодействия и творчества ребят: профильные лагеря, лагеря с дневным пребыванием детей, лагеря труда и отдыха, площадки временного пребывания на базах общеобразовательных учреждений, образовательных учреждений дополнительного образования детей, пансионатов, санаториев-профилакториев, загородных учреждений отдыха и оздоровления детей, домов отдыха, туристических, досуговых учреждений, учреждений культуры и спорта, других организаций.

Под профильной сменой понимается «форма образовательной и оздоровительной деятельности с творчески одаренными или социально активными детьми, проводимая как смена юных техников, туристов-краеведов, экологов, спортсменов, математиков, филологов, журналистов, спасателей, моряков, автомобилистов, волонтеров, актива детских и молодежных общественных объединений, зимняя и летняя профильные школы по различным видам детского творчества и т. п., в период каникул с круглосуточным или дневным пребыванием обучающихся и воспитанников» [1]. Таким образом, деятельность профильной смены подчинена профильным приоритетам, т. е. определённому направлению, специфике.

Экологическая профильная смена может быть реализована на базе стационарного детского лагеря, передвижного лагеря (или лагеря-экспедиции), а также смешанного типа, сочетающего в себе обе формы. Можно выделить ряд основных условий эффективности экологического воспитания профильной смены (рис. 3).

Рис. 3. Основные условия эффективности экологического воспитания профильной смены

Организация работы профильной экологической смены включает в себя подготовку практических работ, пеших маршрутов на местности, экскурсий, квестов, других мероприятий и в случае необходимости очистку территорий от мусора. Организатор также берет на себя работу по сбору информации об уникальности территории, где планируется проведение профильной смены, географическим особенностям, видовому разнообразию (в том числе лекарственные и занесенные в Красную книгу виды), антропогенному влиянию, поиску и определению оптимальных мест для сбора полевого материала, смотровых точек, безопасности мест отдыха.

Повышение уровня экологических знаний ребят достигается путем тесного взаимодействия с изучаемыми экосистемами, при этом они начинают видеть себя как часть природы, как экологическую единицу окружающей среды. Задача педагога заключается в том, чтобы научить учащихся чувствовать природу, заинтересовать их экологической деятельностью. Немаловажным является и тот факт, что в процессе участия в профильной смене ребята приобретают эколого-туристические навыки и узнают основы рационального природопользования.

В процессе работы профильной смены на местности выявляются негативные факторы воздействия на природные комплексы, осознаются взаимосвязи между человеком и экологическими объектами, как следствие, формируется ответственность за состояние окружающей среды.

Кроме экологической составляющей в изучении местности целесообразно выделить и санитарно-гигиеническую (например, близость промышленных объектов, транспортных магистралей, скотомогильника, состояние скважин питьевого назначения, родников, наличие рядом животноводческих, птицеводческих комплексов и полей для вывоза навоза, помета и др.). В этом случае легко продемонстрировать возможную взаимосвязь между состоянием окружающей среды и здоровьем человека, обосновать актуальность изучения, дальнейшего наблюдения и фиксации изменений в экосистемах. Для антропогенно нарушенных экосистем следует разработать и по возможности реализовать способы их восстановления.

При проведении на одной и той же территории профильных смен много лет подряд возможно проследить основные тенденции и динамику трансформации экосистем. Мониторинг можно осуществлять с помощью методов биоиндикации, например, для большинства территорий России применимы простые и доступные методы флуктуирующей асимметрии древесных лиственных растений, биоиндикация по хвойным породам деревьев, лихеноиндикации. Таким образом, создаются условия для применения экологических знаний на практике.

Можно выделить ряд общих особенностей профильных смен (рис. 4).

Рис. 4. Основные особенности профильных смен

Во время проведения экологической профильной смены ребята не только изучают экологические особенности территорий или конкретных экосистем, но и выявляют их роль как объектов культурного, археологического, природного наследия, возможное локальное и региональное значение, способы сохранения и восстановления.

Профильные экологические смены способствуют погружению детей в природоохранную деятельность и, как следствие, происходит расширение их экологического кругозора, формирование экологических знаний, развитие умений и навыков, которые в будущем могут пригодиться в профессиональной деятельности учащихся. Профильные смены можно рассматривать как поиск способа решения экологических проблем локальной местности, при этом дополнительно происходит еще и нравственное воспитание ребят, формирование навыков здорового образа жизни и осознанного отношения к своему здоровью и окружающей среде.

На современном этапе достижение подобных целей и задач успешно реализуется благодаря инновационным технологиям, например таким, как интерактивы, т. е. диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие руководителя (педагога, вожатого) и обучающегося. При этом учебный процесс организован таким образом, что практически все ребята оказываются вовлеченными в процесс познания, имеют возможность понимать и рефлексировать по поводу того, что они знают и думают. Отдельного внимания из группы интерактивных технологий заслуживают ставшие популярными маршрутные квесты по изучению природы родного края. Проведение образовательных экскурсий во время практик с использованием интерактивных методов способствует оптимальному усвоению нового и закреплению старого материала. Технологию образовательного квеста характеризует направленность на решение конкретных образовательных задач, постановка поисково-исследовательских нестандартных заданий и использование разнообразных ресурсов, инструментов для их выполнения [2].

Воспитательный процесс смены включает в себя различные виды деятельности (рис. 5).

Рис. 5. Основные виды деятельности, использующиеся в воспитательном процессе

Работа учеников в профильных сменах позволяет привлечь их внимание к экологическим проблемам, заставляет задуматься о природе как о ценности, прогнозировать возможные изменения окружающей среды под влиянием техногенной деятельности, о глобальной роли человека в биосфере.

В организации и проведении экологической профильной смены можно выделить основные этапы (рис. 6).

Рис. 6. Основные этапы в организации и проведении экологической профильной смены

К проведению профильной смены, кроме учителей школ, возможно привлечение специалистов из разных областей: сотрудников краеведческих и художественных музеев, научно-исследовательских институтов, функционирующих в области биологии, зоологии, экологии, географии, департаментов охраны окружающей среды и других организаций.

Привлечение к работе экологической профильной смены историков и краеведов позволяет раскрыть историческое прошлое какой-либо территории и обозначить ее историческую ценность или общественную значимость. В крупных населенных пунктах обычно развито направление природоохранной деятельности с привлечением волонтеров. Руководители таких независимых природоохранных организаций или инициативных общественных групп тесно сотрудничают с учителями школ, и часть ребят, посещающих профильные экологические смены или участвующих в краеведческой работе в школе, обычно с удовольствуем вступает в будущем в ряды волонтеров для проведения субботников, очистки замусоренных территорий.

В Новосибирском государственном медицинском университете ведется обучение по направлению подготовки (специальности) 060105.65 «Медико-профилактическое дело», имеется профильная кафедра гигиены и экологии, сотрудники которой совместно со студентами старших курсов принимают участие в проведении тематических занятий для детей из детских домов, посвященных здоровому образу жизни, роли гигиены для обеспечения здоровья населения. Привлечение сотрудников кафедры гигиены и экологии или студентов специальности «Медико-профилактическое дело» для проведения профильных смен, безусловно, окажется полезным для формирования санитарно-гигиенической и экологической культуры у ребят. Кроме того, часть природных объектов (например, малые реки в пределах населенных пунктов) страдает от несанкционированных свалок и сброса неочищенных сточных вод, и разъяснительные беседы о необходимости защиты и очистки часто дают положительный результат: очистив территорию своими руками и высадив саженцы декоративных кустарников или хвойных деревьев, люди начинают облагораживать и прилегающие территории, заботиться о них.

В Новосибирской области в настоящее время нет стационарных детских летних оздоровительных лагерей с профильной экологической направленностью. Реализация экологической деятельности заключается в проведении субботников, экологических фестивалей, акций, конкурсов. Дворцом творчества детей и учащейся молодежи «Юниор» (г. Новосибирск) с 2007 года проводится профильная смена «Экологи Сибири» для активов экологических объединений учреждений общего и дополнительного образования детей. Основная цель организации смены — развитие социальной активности обучающихся муниципальных учреждений общего и дополнительного образования посредством использования форм и методов экологического образования в сфере летнего отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков. Программа смены включает такие направления работы, как летняя академия экологии (школа исследователя, школа туриста, школа волонтера), студия фитодизайна, форум юных исследователей родного края «Сибирь — наше будущее!» и др. Во время профильной смены детских экологических объединений учатся не только школьники. Руководители команд занимаются в творческой группе «Организация исследовательской деятельности школьников различных возрастных групп» [3].

Примером профильной экологической смены можно назвать ежегодный экологический волонтерский лагерь «Живая Издревая», который проводится инициативной группой «Сибэкоцентр» с 2011 года [4]. Каждый год палаточный лагерь располагается на одной и той же площадке в бассейне реки Издревой (приток Ини). Цель проведения лагеря — очистка русла реки, ее водосборной территории, изучение флоры и фауны, подготовка обоснования к расширению границ особо охраняемой природной территории регионального значения «Долина реки Издревой». Уникальность долины Издревой заключается в нетипичных для равнинной Новосибирской области выходах скальных метаморфических пород, разнообразии экосистем, в том числе участков каменистых и кустарниковых степей, наличии краснокнижных видов. В работе лагеря участвуют ребята старших классов школ, расположенных в близлежащих населенных пунктах, студенты Новосибирска и других городов, жители дачных обществ. Во время проведения экологического лагеря происходит уборка мусора, высадка саженцев растений на месте свалок, самостоятельное изготовление и установка на деревья гнездовий для длиннохвостых неясытей (совятников) и других птиц, изготовление кормушек для создания экотроп, установка указателей и экологических плакатов, разъяснительная работа с населением о недопустимости чрезмерного забора воды из реки, незаконных рубок леса, необходимости раздельного сбора мусора и своевременного вывоза на организованные полигоны ТБО. Силами участников лагеря организуются экологические праздники для жителей населенных пунктов и дач, находящихся в бассейне реки Издревой, с экологическими заданиями об экосистеме реки, показом фильмов. В свободное от работы вечернее время для участников лагеря приглашаются специалисты (биологи, историки, краеведы, социологи и др.) и проводятся лекции, тренинги, мастер-классы, показы фильмов и другие мероприятия [5].

В работе экологической профильной смены среди основных ожидаемых результатов можно выделить:

  1. Возможность развития у учащихся интереса к творческой, коллективной деятельности.
  2. Умение вести поиск, обрабатывать и анализировать информацию.
  3. Получение опыта практического участия в природоохранных делах, коллективного решения вопросов сохранения природных систем.
  4. Освоение навыков исследовательской, природоохранной и туристической деятельности в природных условиях.
  5. Выработка и совершенствование коммуникативных навыков и умение работать в команде.
  6. Способствование формированию лидерских качеств.
  7. Утверждение в сознании учащихся значимости природоохранных идей и бережного отношения к природе.
  8. Повышение уровня экологической культуры (грамотного и сознательно-ответственного поведения в общении с природой).
  9. Способствование практическому участию учащихся в решении экологических проблем своей территории.
  10. Содействие физическому и психоэмоциональному здоровью и развитию физического потенциала [6].

Выводы. В городе Новосибирске недостаточно развито направление работы с учащимися в форме организации профильных экологических смен, несмотря на то, что это один из самых эффективных способов для получения экологических знаний на практике и пропаганды необходимости охраны окружающей среды. Ключевыми моментами при организации профильных экологических смен для учащихся являются подготовка материально-технической базы, выбор доступных объектов исследования, разработка методов практической работы, адаптированных к местности. Проведение профильных смен является оптимальной формой создания и реализации особой экологической пространственной среды, в которую за короткий период можно погрузить обучающихся и сформировать у них основы экологического мышления, трепетное отношение к природе в целом и, в частности, к изучаемым экосистемам. Такой подход через раскрытие творческих, организаторских, интеллектуальных способностей учеников позволяет закрепить их знания школьной программы и развить экологическое мышление.

Список литературы

  1. Приказ Министерства образования РФ от 13.07.2001 № 2688 (ред. от 28.06.2002) «Об утверждении порядка проведения смен профильных лагерей, лагерей с дневным пребыванием, лагерей труда и отдыха». Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации [Электронный ресурс]. — URL : (http://docs.cntd.ru/document/901798472). — Дата обращения : 10.11.2016.
  2. Горошко Н. В. «Квест» как интерактивный прием образовательных экскурсий в процессе учебных практик бакалавров педагогического образования географического профиля / Н. В. Горошко // Географическая наука, туризм и образование: современные проблемы и перспективы развития : материалы IV Всероссийской научно-практической интернет-конференции. — Новосибирск, 2015. — С. 168–172.
  3. Чернухин О. А. Экологическое воспитание школьников в условиях профильной смены: из опыта проведения смены детских экологических объединений г. Новосибирска / О. А. Чернухин // Экологическая культура, здоровый и безопасный образ жизни: новый уровень решений : сборник материалов первой Всероссийской научно-практической конференции. — Новосибирск, 2014. — С. 176–182.
  4. Наша река Издревая [Электронный ресурс]. — URL : (http://izdrevaya.ru/). — Дата обращения : 10.11.2016.
  5. Исследование состояния малых рек с привлечением студентов и школьников Новосибирска / Е. К. Емельянова, Ю. Ю. Колеватова, Е. С. Дубынина, Н. Г. Никифорова // Теория и практика эколого-просветительской деятельности в природоохранных и образовательных учреждениях : материалы VII Международной Интернет-конференции. — Тамбов, 2013. — С. 77–80.
  6. Открытый класс. Сетевые образовательные сообщества [Электронный ресурс]. — URL : (http://www.openclass.ru/node/358583). — Дата обращения : 10.11.2016.

 

Учредитель: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Новосибирский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации (ФГБОУ ВО НГМУ Минздрава России)

Государственная лицензия ФГБОУ ВО НГМУ Минздрава России
на образовательную деятельность:
серия ААА № 001052 (регистрационный № 1029) от 29 марта 2011 года,
выдана Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки бессрочно

Свидетельство о государственной аккредитации ФГБОУ ВО НГМУ Минздрава России:
серия 90А01 № 0000997 (регистрационный № 935) от 31 марта 2014 года
выдано Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки
на срок по 31 марта 2020 года

Адрес редакции: 630091, г. Новосибирск, Красный проспект, д. 52
тел./факс: (383) 229-10-82, адрес электронной почты: mos@ngmu.ru

Выпуск сетевого издания «Медицина и образование в Сибири» (ISSN 1995-0020)
прекращен в связи с перерегистрацией в печатное издание «Journal of Siberian Medical Sciences» (ISSN 2542-1174). Периодичность выпуска — 4 раза в год.

Архивы выпусков «Медицина и образование в Сибири» доступны на сайте с 2006 по 2016 годы, а также размещены в БД РИНЦ (Российский индекс научного цитирования) на сайте elibrary.ru.

Средство массовой информации зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) —
Свидетельство о регистрации СМИ: ПИ № ФС77-72398 от 28.02.2018.

© ФГБОУ ВО НГМУ Минздрава России, 2020



22.05.2017
Сетевое издание «Медицина и образование в Сибири» преобразовано в печатное издание «Journal of Siberian Medical Sciences». Дата перерегистрации: 18.05.2017. Свидетельство о СМИ: ПИ № ФС 77-69793.
Подробнее >>

03.04.2017
С 2017 года Издательско-полиграфическим центром НГМУ осуществляется выпуск печатного издания «Сибирский медицинский вестник».
Подробнее >>

08.02.2016
Уважаемые авторы! Открыт прием статей во 2-й номер 2016 года (выход номера — середина мая 2016 г.).
Подробнее >>

11.01.2016
Уважаемые авторы! Продолжается прием статей в 1-й номер 2016 года (выход номера — конец февраля 2016 г.).
Подробнее >>

28.12.2015
Уважаемые авторы! Сетевое издание входило в Перечень ВАК до 30 ноября 2015 г. Работа по включению издания в новый Перечень ВАК продолжается.
Информация о формировании Перечня ВАК
Подробнее >>

Архив новостей


Rambler's Top100