Сетевое издание "Медицина и образование в Сибири"
 
 
  

 
№ 1 - 2008 г.
08.00.00 экономические науки

УДК 614.2:368.06
№ 0420800060\0003

МЕДИЦИНСКОЕ СТРАХОВАНИЕ КАК ОСНОВА ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ

И. Д. Смолянинова

ГОУ ВПО Новосибирский государственный университет (г. Новосибирск)

Переход к страховой медицине является необходимым в условиях рыночной экономики и развития рынка медицинских услуг. Медицинское страхование на территории Российской Федерации осуществляется в двух видах: обязательном и добровольном. Система добровольного медицинского образования при правильной ее организации обеспечит не только улучшение качества обслуживания застрахованных по этой системе, но и будет содействовать развитию медицинских услуг для остальной части населения.

Ключевые слова: медицинское страхование, добровольное медицинское страхование


Актуальность. Медицинское страхование как предмет специализации страхующей организации мало совместимо с другими областями страховой деятельности. Об этом свидетельствует высокая специфичность предмета страхования – здоровье, необходимость иметь дело с массовым контингентом страхующихся, повседневный характер взаимоотношений с клиентами по поводу наступления страховых случаев, наконец, значительный объем страхового возмещения. Таким образом, распорядителями средств медицинского страхования должны стать, прежде всего, специализированные страховые организации и действующие автономно территориальные страховые фонды. В современных условиях необходим принципиально новый подход к организации здравоохранения, гарантирующий право каждого гражданина на получение медицинской помощи, соответствующий уровню развития как страны в целом, так и отдельных его регионов. Реализацию такого подхода может обеспечить система страховой медицины. Известно, что переход к страховой медицине является необходимым в условиях рыночной экономики и развития рынка медицинских услуг, так как он обеспечивает, во-первых, гарантированность, доступность и высококачественность медицинских услуг (даже при неизбежном росте цен на них) для широких слоев населения; во-вторых, помогает решению проблемы привлечения дополнительных финансовых ресурсов в сферу здравоохранения.

Цель. Проанализировать насколько развита система медицинского страхования в Российской Федерации.

Материалы и методы. Основой для анализа послужили российский статистический ежегодник и учебные пособия по данной тематике.

Результаты. Медицинское страхование на территории Российской Федерации осуществляется в двух видах: обязательном и добровольном. Обязательное медицинское страхование осуществляется в силу закона, а добровольное медицинское страхование проводится на основе договора, заключенного между страхователем и страховщиком.

Здоровье населения – важнейший элемент социального, культурного и экономического развития страны. В связи с этим обеспечение гарантированным объемом бесплатной медицинской помощи, финансируемой из бюджетов всех уровней и средств обязательного медицинского страхования, является важнейшей государственной задачей. И это положение особо подчеркивается в Программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу. Законом «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации», постановлением Правительства Российской Федерации «О программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи» от 11 сентября 1998 года № 1096 и последующими его редакциями финансовое обеспечение основного объема гарантированной бесплатной помощи населению возложено на фонды обязательного медицинского страхования, а это более 80 %.

С экономической точки зрения, добровольное медицинское страхование (ДМС) представляет собой механизм компенсации гражданам расходов и потерь, связанных с наступлением болезни или несчастного случая, т. е. страхового случая, обращение застрахованного лица в медицинское учреждение (к врачу) за медицинской помощью. Полезную информацию для оценки возможностей развития ДМС предоставляют данные социологических исследований, проведенные сотрудниками ОАО «РОСНО». Количество респондентов составило 10 тыс. человек в возрасте от 18 до 80 лет, в том числе пациенты таких городов как Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Саратов. 70 % респондентов составили пациенты государственных медицинских учреждений, 20,8 % – ведомственных и 8,2 % – самостоятельных. Более половины респондентов были пенсионерами или не работали (68,2 %). Опрос проводился методом анкетирования. ДМС оказались охвачены только 2 % респондентов. Вместе с тем практически все опрошенные (98,2 %) отметили, что более или менее регулярно оплачивают медицинское обслуживание. В их числе 81 % респондентов платили лично врачу, 36 % – в кассу медицинского учреждения (допускалось указание нескольких вариантов ответов, поэтому сумма показателей в процентах превышает 100).

Система ДМС при правильной ее организации обеспечит не только улучшение качества обслуживания застрахованных по этой системе, но и будет содействовать развитию медицинских услуг для остальной части населения путем аккумуляции дополнительных финансовых ресурсов в системе здравоохранения. Важным аргументом в пользу медицинского страхования является широкое распространение его в развитых странах мира, обеспечивающее высокий уровень медицинских услуг разным категориям граждан. Эти страны тратят 9–14 % ВВП ежегодно на охрану здоровья.

Выводы. По результатам анкетирования видно, что услугами ДМС пользуется малый процент пациентов из-за относительно низкой реальной оплаты труда при существенной дифференциации доходов работающих. Более перспективно использовать различные виды страховых полисов при личном страховании граждан – так называемое возвратное страхование с компенсацией, которое предполагает выплату клиенту страховых взносов полностью или частично вычетом стоимости всех видов лечебно-диагностических услуг, оказанных за определенный отрезок времени.

Существующие в настоящее время федеральные стандарты медицинской помощи разрабатываются с учетом лучших достижений медицинской науки и включают значительное число манипуляций, необходимых для более точной диагностики и наилучшего лечения. Не вызывает сомнений и тот факт, что обеспечение таких стандартов в отношении всего населения будет иметь исключительно благоприятные последствия для граждан. Однако реалии российского здравоохранения таковы, что не только в рамках ОМС, но и в рамках совмещения ОМС и платных разовых услуг пациенты не получают всего объема услуг и манипуляций, предусмотренных этими стандартами. Федеральные медицинские стандарты должны быть ориентированы на материально-технические, кадровые и другие ресурсные возможности типовых лечебно-профилактических учреждений, таких как городские и центральные районные больницы и поликлиники, другие медицинские учреждения с аналогичными уровнями оказания медицинской помощи и являться информационной базой для разработки территориальных медико-экономических стандартов по рекомендованной схеме их описания.

Для современной России чрезвычайно важно обеспечить права застрахованных в системе медицинского страхования в части получения медицинских услуг необходимого объема услуг и качества. Кроме разработки нормативной базы, обеспечивающей права застрахованных, необходимо определить конкретные механизмы компенсации причиненного ущерба пострадавшим. Одновременно с этим введением обязательного страхования профессиональной ответственности врачей позволит обеспечить защиту профессиональных и имущественных прав медработников.

 

Учредитель: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Новосибирский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации (ФГБОУ ВО НГМУ Минздрава России)

Государственная лицензия ФГБОУ ВО НГМУ Минздрава России
на образовательную деятельность:
серия ААА № 001052 (регистрационный № 1029) от 29 марта 2011 года,
выдана Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки бессрочно

Свидетельство о государственной аккредитации ФГБОУ ВО НГМУ Минздрава России:
серия 90А01 № 0000997 (регистрационный № 935) от 31 марта 2014 года
выдано Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки
на срок по 31 марта 2020 года

Адрес редакции: 630091, г. Новосибирск, Красный проспект, д. 52
тел./факс: (383) 229-10-82, адрес электронной почты: mos@ngmu.ru

Выпуск сетевого издания «Медицина и образование в Сибири» (ISSN 1995-0020)
прекращен в связи с перерегистрацией в печатное издание «Journal of Siberian Medical Sciences» (ISSN 2542-1174). Периодичность выпуска — 4 раза в год.

Архивы выпусков «Медицина и образование в Сибири» доступны на сайте с 2006 по 2016 годы, а также размещены в БД РИНЦ (Российский индекс научного цитирования) на сайте elibrary.ru.

Средство массовой информации зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) —
Свидетельство о регистрации СМИ: ПИ № ФС77-72398 от 28.02.2018.

© ФГБОУ ВО НГМУ Минздрава России, 2020



22.05.2017
Сетевое издание «Медицина и образование в Сибири» преобразовано в печатное издание «Journal of Siberian Medical Sciences». Дата перерегистрации: 18.05.2017. Свидетельство о СМИ: ПИ № ФС 77-69793.
Подробнее >>

03.04.2017
С 2017 года Издательско-полиграфическим центром НГМУ осуществляется выпуск печатного издания «Сибирский медицинский вестник».
Подробнее >>

08.02.2016
Уважаемые авторы! Открыт прием статей во 2-й номер 2016 года (выход номера — середина мая 2016 г.).
Подробнее >>

11.01.2016
Уважаемые авторы! Продолжается прием статей в 1-й номер 2016 года (выход номера — конец февраля 2016 г.).
Подробнее >>

28.12.2015
Уважаемые авторы! Сетевое издание входило в Перечень ВАК до 30 ноября 2015 г. Работа по включению издания в новый Перечень ВАК продолжается.
Информация о формировании Перечня ВАК
Подробнее >>

Архив новостей


Rambler's Top100