Сетевое издание "Медицина и образование в Сибири"
 
 
  

 
№ 4 - 2014 г.
14.00.00 медицинские науки

УДК 371.3:159.922.4

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ И СТРАТЕГИЙ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ-МИГРАНТОВ И СТУДЕНТОВ ТИТУЛЬНОГО ЭТНОСА

А. А. Овчинников, А. Н. Султанова

ГБОУ ВПО «Новосибирский государственный медицинский университет» Минздрава России (г. Новосибирск)

Целью исследования является выявление взаимосвязи стратегий адаптации студентов-мигрантов с уровнем их психологического благополучия. По результатам анализа уровня психологического благополучия выявлены различия в показателях студентов-мигрантов и российских студентов. Выявлены достоверные различия по шкалам «Автономия», «Управление окружающими» и «Положительные отношения с другими» в исследуемых группах. Обнаружена тенденция к значимости различий показателя ситуативной тревожности между группами российских студентов и студентов-мигрантов. У студентов-мигрантов достоверно высокие значения по шкалам «Интерактивность», «Отчуждение», «Депрессивность» и «Ностальгия» и низкие значения по шкалам «Адаптивность» и «Конформность». Обнаружена зависимость между личностной тревожностью и уровнем депрессии в группе студентов-мигрантов и обратная связь между личностной тревожностью и конформностью, а также обратная связь между положительным отношением к другим и депрессивностью в группе студентов-мигрантов. В группе российских студентов выявлена зависимость между уровнем личностной тревожности и депрессивностью.

Ключевые слова: стратегии адаптации, студенты-мигранты, психологическое благополучие, личностная тревожность, ситуативная тревожность, депрессивность, конформность.


Успешность адаптации во многом определяется психологическим состоянием и настроением человека. Среди основных критериев психического здоровья обычно рассматриваются состояние душевного благополучия, отсутствие болезненных психических проявлений, адекватность отражения и реагирования, соответствующих возрасту, уровень зрелости эмоционально-волевой и познавательной сфер личности, адаптивность в микросоциальных отношениях, способность управлять поведением и ставить жизненные цели, а также поддерживать надлежащий уровень активности в их достижении. В то же время нельзя забывать, что оценка человека как здорового, нормального и рационального в большей степени зависит от обстоятельств, социального, культурного и исторического контекста [1].

В литературе последних лет очень актуален вопрос психологической адаптации мигрантов — многие исследователи работают над этим вопросом, пытаясь определить основные факторы, способствующие психологической адаптации мигрантов. Однако основное внимание уделяется депрессивным, тревожным проявлениям у мигрантов, как негативной стороны психологической адаптации. Причем, если вопросы психологического благополучия рассматриваются тоже широко в мировой литературе и часто трактуются как избегание неудовольствия и достижение удовольствия, то проблема психологического благополучия мигрантов, как основной показатель успешности их психологической адаптации в новых, конкретных условиях и обстоятельствах, решена недостаточно.

Цель исследования: выявить взаимосвязь стратегий адаптации мигрантов с уровнем их психологического благополучия.

Гипотеза исследования: уровень психологического благополучия студентов-мигрантов зависит от стратегии адаптации, используемой в новой культурной среде: такие стили адаптации как депрессивный, ностальгический и отчужденный связаны с низким уровнем психологического благополучия, а также с тревожными симптомами, и, наоборот, адаптивная конформная и интерактивная стратегии адаптации взаимосвязаны с психологическим благополучием и психологическим здоровьем.

Материалы и методы исследования. В данном исследовании выборку составили студенты Новосибирского государственного медицинского университета в количестве 90 человек. Исследование проводилось с февраля по март 2014 года. Была проведена категоризация исследуемых в зависимости от национальной принадлежности: 1) армяне — 11 человек; 2) грузины — 20 человек; 3) казахи — 1 человек; 4) таджики — 5 человек; 5) азербайджанцы — 20 человек; 6) буряты — 3 человека; 7) русские — 30 человек (составили контрольную группу). Для диагностики уровня психологического благополучия как полноты самореализации человека в конкретных условиях и обстоятельствах нахождение «творческого синтеза» между социальным окружением и развитием собственной индивидуальности нами была использована шкала психологического благополучия К. Рифф («Ryffs Psychological Well-Being Scale»). Уровень тревожности как личностной, так и ситуативной диагностировалась с помощью шкалы личностной и ситуативной тревожности Ч. Д. Спилберга — Ю. Л. Ханина. Для изучения компонента социально-психологической адаптации был использован тест Л. В Янковского, который позволяет определить преобладающий тип адаптации: адаптивный, конформный, интерактивный, депрессивный, ностальгический и отчужденный.

Результаты исследования. С целью диагностики уровня психологического благополучия была использована шкала психологического благополучия К. Рифф («Ryffs Psychological Well-Being Scale») (рис. 1).

Статистический анализ результатов уровня психологического благополучия показал, что при использовании U-критерия Манна-Уитни есть тенденция (p = 0,028) к значимости различий показателя по шкале «Автономия» между группами студентов-мигрантов и российских студентов.

Также при использовании U-критерия Манна-Уитни по шкале «Управление окружающими» выявлена тенденция к значимым различиям (p = 0,014) в показателях между исследуемыми группами.

При продолжении поиска различий между нашими группами, применении U-критерия Манна-Уитни были выявлены значимые различия (p = 0,0001) среди показателей шкалы «Положительные отношения с другими».

Рис. 1. Сравнительный анализ уровня психологического благополучия в исследуемых группах по шкалам методики; * — р = 0,0001; ** — р = 0,014; *** — р = 0,028

На следующем этапе исследования была проведена диагностика уровня тревожности в обеих группах (рис. 2).

Рис. 2. Сравнительный анализ средних значений уровня тревожности по шкалам в исследуемых группах; * — р = 0,032

Исследование показало, что при использовании U-критерия Манна-Уитни есть тенденция (p = 0,032) к значимости различий показателя ситуативной тревожности между группами российских студентов и студентов-мигрантов (рис. 2).

Диагностика адаптации студентов к социокультурной среде (тест Л. В. Янковского) показал, что уровень адаптации студентов-мигрантов соответствует среднему уровню, по данным К. Риф (10,1 ± 2,8), против высокого уровня у российских студентов (14,7 ± 2,85) (рис. 3). Здесь мы можем говорить о том, что у мигрантов умеренно выражены показатели личной удовлетворенности, положительного отношения к окружающим и принятие их чувства социальной и физической защищенности, чувства принадлежности к данному обществу и сопричастности с ним.

Рис. 3. Сравнительный анализ показателей шкал уровня адаптации;
* — р = 0,0001; ** — р = 004; *** — р = 0,018

Исследование показало, что при использовании U-критерия Манна-Уитни есть тенденция (p = 0,018) к значимым различиям показателя по шкале интерактивности между исследуемыми группами.

Также при использовании U-критерия Манна-Уитни по шкале депрессивности выявлены значимые различия (p = 0,04) в группах студентов-мигрантов и российских студентов.

При продолжении поиска различий между нашими группами, применении U-критерия Манна-Уитни были выявлены значимые различия (p = 0,0001) среди показателей по шкалам адаптивности, конформности, отчуждения и ностальгии (рис. 3).

Применение коэффициента ранговой корреляции Спирмена выявило зависимость (p = 0,0004) между личностной тревожностью и уровнем депрессии. Также при использовании коэффициента корреляции Спирмена была выявлена зависимость (p = 0,001) между личностной и реактивной тревожностью. Применение ранговой корреляции Спирмена для проверки взаимосвязи между личностной тревожностью и конформностью выявило обратную связь (p = 0,009) между этими показателями в группе студентов-мигрантов. Дальнейший поиск достоверных связей обнаружил обратную связь между положительным отношением к другим и депрессивностью (р = 0,001).

Далее проведен корреляционный анализ результатов исследования в группе российских студентов. Применение коэффициента ранговой корреляции Спирмена выявило зависимость (p = 0,001) между уровнем личностной тревожности и депрессивностью в группе российских студентов.

Выводы

  1. По результатам анализа уровня психологического благополучия выявлены различия в показателях студентов-мигрантов и российских студентов. Выявлены достоверные различия по шкалам «Автономия», «Управление окружающими» и «Положительные отношения с другими» в исследуемых группах.
  2. Обнаружена тенденция к значимости различий показателя ситуативной тревожности между группами российских студентов и студентов-мигрантов.
  3. У студентов-мигрантов достоверно высокие значения по шкалам «Интерактивность», «Отчуждение», «Депрессивность» и «Ностальгия» и низкие значения по шкалам «Адаптивность» и «Конформность».
  4. Обнаружена зависимость между личностной тревожностью и уровнем депрессии в группе студентов-мигрантов и обратная связь между личностной тревожностью и конформностью, а также обратная связь между положительным отношением к другим и депрессивностью в группе студентов-мигрантов. В группе российских студентов выявлена зависимость между уровнем личностной тревожности и депрессивностью.

Список литературы

  1. Соколова Е. Т. Модель психологической помощи вынужденным мигрантам в контексте проблематики насилия и расстройств самоидентичности. Психологи о мигрантах и миграции в России / Е. Т. Соколова // Информационно-аналитический бюллетень. — 2001. — № 2. — 43 с.

 

Учредитель: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Новосибирский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации (ФГБОУ ВО НГМУ Минздрава России)

Государственная лицензия ФГБОУ ВО НГМУ Минздрава России
на образовательную деятельность:
серия ААА № 001052 (регистрационный № 1029) от 29 марта 2011 года,
выдана Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки бессрочно

Свидетельство о государственной аккредитации ФГБОУ ВО НГМУ Минздрава России:
серия 90А01 № 0000997 (регистрационный № 935) от 31 марта 2014 года
выдано Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки
на срок по 31 марта 2020 года

Адрес редакции: 630091, г. Новосибирск, Красный проспект, д. 52
тел./факс: (383) 229-10-82, адрес электронной почты: mos@ngmu.ru

Выпуск сетевого издания «Медицина и образование в Сибири» (ISSN 1995-0020)
прекращен в связи с перерегистрацией в печатное издание «Journal of Siberian Medical Sciences» (ISSN 2542-1174). Периодичность выпуска — 4 раза в год.

Архивы выпусков «Медицина и образование в Сибири» доступны на сайте с 2006 по 2016 годы, а также размещены в БД РИНЦ (Российский индекс научного цитирования) на сайте elibrary.ru.

Средство массовой информации зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) —
Свидетельство о регистрации СМИ: ПИ № ФС77-72398 от 28.02.2018.

© ФГБОУ ВО НГМУ Минздрава России, 2020



22.05.2017
Сетевое издание «Медицина и образование в Сибири» преобразовано в печатное издание «Journal of Siberian Medical Sciences». Дата перерегистрации: 18.05.2017. Свидетельство о СМИ: ПИ № ФС 77-69793.
Подробнее >>

03.04.2017
С 2017 года Издательско-полиграфическим центром НГМУ осуществляется выпуск печатного издания «Сибирский медицинский вестник».
Подробнее >>

08.02.2016
Уважаемые авторы! Открыт прием статей во 2-й номер 2016 года (выход номера — середина мая 2016 г.).
Подробнее >>

11.01.2016
Уважаемые авторы! Продолжается прием статей в 1-й номер 2016 года (выход номера — конец февраля 2016 г.).
Подробнее >>

28.12.2015
Уважаемые авторы! Сетевое издание входило в Перечень ВАК до 30 ноября 2015 г. Работа по включению издания в новый Перечень ВАК продолжается.
Информация о формировании Перечня ВАК
Подробнее >>

Архив новостей


Rambler's Top100