Сетевое издание "Медицина и образование в Сибири"
 
 
  

 
№ 4 - 2014 г.
14.00.00 медицинские науки

УДК 159.953:378(1-21)

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДИКАТЫ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ-МИГРАНТОВ В КРУПНОМ МЕГАПОЛИСЕ

А. А. Овчинников, А. Н. Султанова

ГБОУ ВПО «Новосибирский государственный медицинский университет» Минздрава России (г. Новосибирск)

Целью исследования является изучение особенностей психологических предикатов адаптационного процесса у студентов-мигрантов и выработка соответствующих практических рекомендаций по проведению комплекса профилактических и психореабилитационных мероприятий. Выявлен высокий уровень стрессовой нагрузки у студентов-мигрантов и пороговый уровень стрессовой нагрузки у российских студентов. Студенты как основной, так и контрольной группы показали отсутствие симптомов депрессии по среднему значению в исследуемых группах. Обнаружены значимые различия в изучаемых группах по уровню диссоциативных симптомов. В контрольной групппе уровень диссоциации находится в норме, а в основной группе среднее значение по всей группе говорит о выраженности диссоциативных симптомов. Уровень алекситимии в обеих группах студентов ниже критерия диагностики алекситимии. Выявлена взаимосвязь между уровнем стрессовой нагрузки, депрессией, диссоциацией и алекситимией как в группе студентов-мигрантов, так и в группе российских студентов. Разработана программа поддержки для студентов-мигрантов в целях снижения психологических нарушений, возникающих в период адаптации к иной культурной среде. Результаты исследования в динамике показали достоверное улучшение психологического состояния студентов-мигрантов.

Ключевые слова: психологические предикаты, студенты-мигранты, адаптационный процесс, депрессия, диссоциация, алекситимия.


Возрастание интереса к факторам, влияющим на психическое здоровье мигрантов, связано с резким ростом миграционного процесса в современном мире. Люди, меняющие свое место жительство, добровольно или вынужденно, сталкиваются с различными факторами, которые чаще неблагоприятно влияют на их психический статус. Мигранты, оказываясь на новом месте жительства с непривычной для них обстановкой, с совершенно отличным укладом жизни, испытывают влияние множества факторов, которые, накладываясь друг на друга, приобретают роль стрессоров. О высокой стрессогенности процесса вынужденной миграции говорили такие ученые, как Р. Лазарус [1], Г. Г. Павловец [3], Н. М. Лебедева [2], Н. С. Хрусталева [4]. Сама новая социокультурная среда также может явиться фактором развития стресса.

Однако, несмотря на достаточное большое число исследований, проблема психологической адаптации студентов-мигрантов недостаточно изучена, мало изучены факторы, влияющие на успешность адаптации, не изучены личностные особенности мигрантов, уровень диссоциации и посттравматического стрессового расстройства (ПТСР).

Цель исследования: изучить особенности психологических предикатов адаптационного процесса у студентов-мигрантов и выработать соответствующие практические рекомендации по проведению комплекса профилактических и психореабилитационных мероприятий.

Гипотеза исследования: на успешность психологической адаптации студентов-мигрантов влияют определенные факторы; при нарушении адаптационного процесса могут возникать различные психологические проблемы в виде симптомов депрессии, диссоциации и алекситимии.

Материал и методы исследования. В данном исследовании выборку составили иностранные и российские студенты Новосибирского государственного медицинского университета в количестве 90 человек. Исследование проводилось с февраля по апрель 2014 года. Основную группу составили студенты таджикской, азербайджанской, армянской, казахской, киргизской, монгольской и узбекской национальностей, проживающие в данный момент в единой географической зоне (г. Новосибирск). Первоначальную выборку в основной группе составили 74 студента-мигранта. Из нее были исключены 14 студентов, отказавшихся от исследования, мотивировавших свой отказ отсутствием времени или непониманием вопросов теста. Окончательную выборку основной группы составили 60 студентов-мигрантов: 1) казахи — 35 человек (58,3 %); 2) таджики — 9 человек (15 %); 3) узбеки — 7 человек (11,7 %); 4) монголы — 4 человека (6,7 %); 5) азербайджанцы — 2 человека (3,3 %); 6) киргизы — 2 человека (3,3 %); 7) армяне — 1 человек (1,6 %). Количество студентов в контрольной группе — 30 российских студентов (русские). Терапевтическая группа составила выборку из 7 студентов-мигрантов. Студенты были выбраны по критерию наличия высоких показателей по двум и более методикам. Выборку составили: 1) казахи — 4 человека; 2) таджики — 2 человека 3) армяне — 1 человек.

Для диагностики уровня симптомов депрессии, как одного из важных факторов, показателя адаптированности иностранных студентов в иной культурной среде, был использован опросник депрессивности Бека. Уровень стрессовой нагрузки изучался по шкале стрессоустойчивости и социальной адаптации Холмса и Рея, которая направлена на изучение способности выдерживать определенные психофизические нагрузки и переносить стрессы без ущерба для организма и психики. Психологические феномены в виде диссоциации и алекситимии изучались с помощью методики «Шкала диссоциации» и Торонтской алекситимической шкалы соответственно.

Поскольку адаптация в иную культурную среду часто сопровождается нарушениями в виде повышенной тревожности и депрессивных симптомов, то на следующем этапе работы со студентами-мигрантами мы провели тренинг адаптации. Цели данного тренинга были следующие: снятие напряжения, тревоги и трансформации отрицательных переживаний в положительное эмоциональное состояние. Критерием включения студентов-мигрантов в терапевтическую группу было наличие высоких показателей по двум и более методикам.

Результаты исследования. На начальном этапе исследования нами был определен уровень стрессовой нагрузки по шкале Холмса и Рея. В результате исследования обнаружено, что по шкале стрессоустойчивости и социальной адаптации средние значения уровня стрессовой нагрузки в группе студентов-мигрантов составляют 226,5 ± 143,23, а у российских студентов — 163,1 ± 87,81, что говорит о высоком уровне стрессовой нагрузки у студентов-мигрантов и пороговом уровне стрессовой нагрузки у российских студентов, по данным Холмса и Рея [5].

Полученные данные были подвергнуты статистической обработке с использованием U-критерия Манна-Уитни с целью выявления достоверности различий в уровне стрессовой нагрузки. Несмотря на преобладающие средние значения по изучаемой шкале, достоверных различий в уровне стрессовой нагрузки между двумя группами выявлено не было.

На следующем этапе исследования мы определили уровень депрессивной симптоматики у студентов-мигрантов и российских студентов. Анализ опросника на выявление уровня симптомов депрессии показал, что среднее значение в основной группе составляет 8,7 ± 7,07, что вписывается в верхнюю границу нормы по данному опроснику (0–9 — отсутствие депрессивных симптомов), в контрольной группе среднее значение — 6,1 ± 6,8, что тоже вписывается в критерии нормы.

Исследование показало, что при использовании U-критерия Манна-Уитни есть тенденция (p = 0,032) к значимости различий показателя уровня депрессии у студентов-мигрантов и российских студентов.

Анализ результатов по шкале диссоциации показал, что средние значения по всей группе студентов-мигрантов составили 17,47 ± 17,24, а у российских студентов — 4,64 ± 4,83. Это может демонстрировать нам то, что в контрольной групппе уровень диссоциации находится в норме, а в основной группе среднее значение по всей группе говорит о выраженности диссоциативных симптомов.

Исследование показало, что при использовании U-критерия Манна-Уитни получены значимые различия (p = 0,000005) показателя диссоциативных симптомов в исследуемых группах.

Анализ шкалы на выявление уровня алекситимии показал, что среднее значение у студентов-мигрантов составляет: 67,61 ± 10,27, а у российских студентов средний бал — 63,8 ± 8,35. Средний балл, полученный в обеих группах студентов, ниже критерия диагностики алекситимии, предложенного авторами методики (74 балла). У иностранных студентов средний балл по шкале алекситимии находится в пределах «группы риска» (64 балла).

Полученные данные были подвергнуты статистической обработке с использованием U-критерия Манна-Уитни с целью выявления достоверности различий в уровне алекситимических симптомов. Несмотря на преобладание средних значений алекситимии у студентов-мигрантов, достоверных различий в уровне алекситимических симптомов между двумя группами выявлено не было.

Применение коэффициента ранговой корреляции R-Спирмена выявило зависимость (p = 0,003) между уровнями стрессовой нагрузки и депрессии в группе российских студентов. Также при использовании коэффициента корреляцииR-Спирмена была выявлена высокая зависимость (p = 0,0002) между показателями депрессии и алекситимии. Дальнейший поиск достоверности изучаемых параметров в контрольной группе обнаружил взаимосвязь (р = 0,004) между уровнями стрессовой нагрузки и алекситимии.

В терапевтической группе были проведены тренинговая и арт-терапевтическая работы с целью снижения как депрессивных, диссоциативных, алекситимических симптомов, так и уровня стрессовой нагрузки. Результаты, диагностированные в динамике, представлены на рисунке.

Динамика средних показателей изучаемых параметров в терапевтической группе (в баллах); * — в указанных данных, р = 0,023

Из рис. 1 видно, что изменения происходили и имели положительную динамику как по показателям уровня стрессовой нагурзки, так и по показателям депрессии, диссоциации и алекситимии. Однако анализ результатов по критерию знаков показывает, что достаточно значимые изменения (р = 0,023) наблюдаются по уровням депрессивной симптоматики и симптомов алекситимии.

Выводы

  1. Изучен уровень стрессовой нагрузки и стрессоустойчивости студентов-мигрантов и российских студентов. Выявлен высокий уровень стрессовой нагрузки у студентов-мигрантов и пороговый уровень стрессовой нагрузки у российских студентов.
  2. Исследован уровень депрессии у студентов-мигрантов и российских студентов. Студенты как основной, так и контрольной групп показали отсутствие симптомов депрессии по среднему значению в исследуемых группах.
  3. Изучен уровень психологических феноменов (диссоциация и алекситимия) у студентов-мигрантов и российских студентов. Обнаружены значимые различия в изучаемых группах по уровню диссоциативных симптомов. В контрольной группе уровень диссоциации находится в норме, а в основной группе среднее значение по всей группе говорит о выраженности диссоциативных симптомов. Уровень алекситимии в обеих группах студентов ниже критерия диагностики алекситимии.
  4. Выявлена взаимосвязь между уровнем стрессовой нагрузки, депрессией, диссоциацией и алекситимией как в группе студентов-мигрантов, так и в группе российских студентов.
  5. Разработана программа поддержки для студентов-мигрантов в целях снижения психологических нарушений, возникающих в период адаптации к иной культурной среде. Результаты исследования в динамике показали достоверное улучшение психологического состояния студентов-мигрантов.

Список литературы

  1. Лазарус Р. Теория стресса и психофизиологические исследования. Эмоциональный стресс / Под ред. Л. Леви. — М. : Медицина, 1970. — 390 с.
  2. Лебедева Н. М. Новая русская диаспора : социально-психологический анализ / Н. М. Лебедева. — М. : Альфа-М, 1997. — 421 с.
  3. Павловец Г. Г. Современные миграционные явления : беженцы и вынужденные переселенцы в РСО-Алания. Социологический аспект / Г. Г. Павловец // Работы Северо-Осетинского института социальных исследований. — 1998. — № 4. — С. 3–30.
  4. Хрусталева Н. С. Психология эмиграции. Социально-психологические и личностные проблемы : дис. ... д-ра психол. наук : 19.00.05 / Н. С. Хрусталева ; СПб. гос. ун-т. — СПб., 1996. — 332 с.
  5. Holmes T. H. The social readjustment rating scale / Т. Н. Holmes, R. H. Rahe ; Т. Н. Holmes & E. M. David (Eds.) // Life, change, life events, and illness : Selected papers. — New York : Praeger, 1989. — 250 p.

 

Учредитель: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Новосибирский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации (ФГБОУ ВО НГМУ Минздрава России)

Государственная лицензия ФГБОУ ВО НГМУ Минздрава России
на образовательную деятельность:
серия ААА № 001052 (регистрационный № 1029) от 29 марта 2011 года,
выдана Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки бессрочно

Свидетельство о государственной аккредитации ФГБОУ ВО НГМУ Минздрава России:
серия 90А01 № 0000997 (регистрационный № 935) от 31 марта 2014 года
выдано Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки
на срок по 31 марта 2020 года

Адрес редакции: 630091, г. Новосибирск, Красный проспект, д. 52
тел./факс: (383) 229-10-82, адрес электронной почты: mos@ngmu.ru

Выпуск сетевого издания «Медицина и образование в Сибири» (ISSN 1995-0020)
прекращен в связи с перерегистрацией в печатное издание «Journal of Siberian Medical Sciences» (ISSN 2542-1174). Периодичность выпуска — 4 раза в год.

Архивы выпусков «Медицина и образование в Сибири» доступны на сайте с 2006 по 2016 годы, а также размещены в БД РИНЦ (Российский индекс научного цитирования) на сайте elibrary.ru.

Средство массовой информации зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) —
Свидетельство о регистрации СМИ: ПИ № ФС77-72398 от 28.02.2018.

© ФГБОУ ВО НГМУ Минздрава России, 2020



22.05.2017
Сетевое издание «Медицина и образование в Сибири» преобразовано в печатное издание «Journal of Siberian Medical Sciences». Дата перерегистрации: 18.05.2017. Свидетельство о СМИ: ПИ № ФС 77-69793.
Подробнее >>

03.04.2017
С 2017 года Издательско-полиграфическим центром НГМУ осуществляется выпуск печатного издания «Сибирский медицинский вестник».
Подробнее >>

08.02.2016
Уважаемые авторы! Открыт прием статей во 2-й номер 2016 года (выход номера — середина мая 2016 г.).
Подробнее >>

11.01.2016
Уважаемые авторы! Продолжается прием статей в 1-й номер 2016 года (выход номера — конец февраля 2016 г.).
Подробнее >>

28.12.2015
Уважаемые авторы! Сетевое издание входило в Перечень ВАК до 30 ноября 2015 г. Работа по включению издания в новый Перечень ВАК продолжается.
Информация о формировании Перечня ВАК
Подробнее >>

Архив новостей


Rambler's Top100