Сетевое издание "Медицина и образование в Сибири"
 
 
  

 
№ 3 - 2014 г.
19.00.00 психологические науки

УДК 378-057.875:314.74

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ УРОВНЯ САМООТНОШЕНИЯ, САМООЦЕНКИ И УСПЕШНОСТИ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ-МИГРАНТОВ И РОССИЙСКИХ СТУДЕНТОВ

А. А. Овчинников, А. Н. Султанова

ГБОУ ВПО «Новосибирский государственный медицинский университет» Минздрава России (г. Новосибирск)

Целью исследования является изучение самооценки как фактора успешности психологической адаптации студентов-мигрантов в образовательном пространстве вуза. В результате исследования было выявлено, что в основной группе (студенты-мигранты) ярко выраженными являются показатели шкал «глобальное самоотношение», «самоприниятие», «самопонимание». В контрольной группе (российские студенты) ярко выраженными являются показатели шкал «глобальное самоотношение», «самоуважение», «аутосимпатия», «самоинтерес», «самоприниятие», «самопоследовательность», «самооинтерес», «самопонимание». Обнаружен высокий уровень по шкале «общей интернальности», «интернальности в области достижений», «интернальности в области неудач»; низкие показатели по шкалам «интернальности в области межличностных отношений» и «интернальности в отношении здоровья и болезни». Определен уровень тревоги, как основной показатель успешности адаптации к иной социокультурной среде среди студентов-мигрантов и российских студентов. В обеих группах диагностирован средний уровень тревожности с тенденцией к высокому уровню. Установлена взаимосвязь между уровнем самоотношения, самооценки и успешностью адаптации студентов-мигрантов.

Ключевые слова: психологическая адаптация, студенты-мигранты, самооценка, самоотношение, тревожность.


Рубеж XXI века характеризуется активным ростом миграционных процессов, не только в экономических, политических сферах, но и в образовании. Социально-политические изменения, миграционные процессы обусловили появление в поликультурном пространстве России такой категории молодежи как студенты-мигранты. Эти студенты, несомненно, нуждаются как в социальной, так и психологической помощи и поддержке окружающих. Особенности социализации студентов-мигрантов как в контексте специфики взаимоотношения их с социумом, так и в сфере готовности к автономности, самостоятельности, становления позитивного отношения к миру и принятия окружающих, формирования уверенности в себе интересовали таких ученых, как Е. В. Витенберг [1], Л. Г. Почебут, А. А. Бородко [2], А. Kleinman [3], J. Sundquist, L. Bayard-Burfield, L. M. Johansson, S. E. Johansson [4].

Цель исследования: изучить формирование самооценки как фактора успешности психологической адаптации студентов-мигрантов в образовательном пространстве вуза.

Гипотеза исследования: самооценка выступает как один из факторов успешности психологической адаптации студентов-мигрантов в образовательном пространстве вуза. Такие компоненты самооценки, как самоотношение, потребность в достижении улучшают психологическую адаптацию студентов-мигрантов в ином культурном пространстве.

Материал и методы. Выборку составили студенты стоматологического, лечебного, педиатрического факультетов и факультета социальной работы и клинической психологии Новосибирского государственного медицинского университета в количестве 100 человек. Количество студентов в основной группе исследования — 50 человек (25 юношей и 25 девушек). Основная группа представлена иностранными студентами стоматологического, лечебного и педиатрического факультетов из таких стран как Монголия (2 человека, 4 %), Азербайджан (3 человека, 6 %), Пакистан (5 человек, 10 %), Узбекистан (7 человека, 14 %), Кыргызстан (9 человек, 18 %), Казахстан (9 человек, 18 %) и Таджикистан (15 человек, 30 %).

В контрольную группу исследования включены студенты стоматологического, лечебного факультетов и факультета социальной работы и клинической психологии в количестве 50-ти человек (11 юношей и 39 девушек). В исследовании использовались следующие методики: опросник cамоотношения (Столин В. В., Пантелеев С. Р.); тест-опросник уровня субъективного контроля (Роттер Дж.), личностная шкала проявлений тревоги (Тейлор Дж., адаптация Немчина Т. А.), тест-опросник мотивации аффиляции А. Мехрабиана, модифицированный М. Ш. Магомед-Эминовым.

Результаты исследования. Результаты по опроснику самоотношения представлены на рис. 1.

Рис. 1. Сравнительный анализ результатов по опроснику cамоотношения в исследуемых группах; * — р = 0,034; ** — р = 0,0099; *** — р = 0,015

Исследование показало, что при использовании U-критерия Манна-Уитни есть тенденция (p = 0,034) к значимости различий показателя самоуважения в исследуемых группах.

Также при использовании U-критерия Манна-Уитни между уровнем самопоследовательности в группе студентов-мигрантов и российских студентов выявлена тенденция к значимым различиям (p = 0,015). Выявлены значимые различия (p = 0,0099) среди показателей самоинтереса в исследуемых группах.

В результате исследования уровня субъективного контроля была выявлена следующая картина (рис. 2).

Рис. 2. Сравнительный анализ показателей уровня субъективного контроля в исследуемых группах; Ио — шкала общей интернальности, Ид — шкала интернальности в области достижений, Ин — шкала интернальности в области неудач, Ис — шкала интернальности в семейных отношениях, Ип — шкала интернальности в области производственных отношений, Им — шкала интернальности в области межличностных отношений, Из — шкала интернальности в отношении здоровья и болезни; * — р = 0,045; ** — р = 0,00061; *** — р = 0,008

Исследование показало, что при использовании U-критерия Манна-Уитни есть тенденция (p = 0,045) к значимости различий показателя шкалы интернальности в области достижений в исследуемых группах.

Также при использовании U-критерия Манна-Уитни между уровнем шкалы интернальности в области межличностных отношений в группе студентов-мигрантов и российских студентов выявлена тенденция к значимым различиям (p = 0,008). Выявлены значимые различия (p = 0,000061) среди показателей шкалы интернальности в области неудач и шкалы интернальности в области производственных отношений в исследуемых группах.

В результате исследования по личностной шкале проявления тревоги было выявлено, что респонденты обеих групп имеют средний уровень тревожности с тенденцией к высокому уровню. Уровень тревоги выше в основной группе и равен 22,84 ± 8,81, в контрольной группе показатель тревоги составляет 19,32 ± 9,38. Поиск достоверности различий по критерию Манна-Уитни не выявил достоверных различий в группах по результатам данной методики.

В результате исследования при помощи теста-опросника мотивации аффиляции была выявлено, что в группах студентов по шкале «стремление к принятию» и шкале «страх отвержения» диагностирован разный уровень развития этих мотиваций.

В группе студентов-мигрантов высокий уровень развития по шкале «страх отвержения» имеют 33 % испытуемых, средний уровень у 51 %, низкий уровень у 16 %. По шкале «стремление к принятию» высокий уровень развития у 47 % студентов, средний уровень развития у 40 %, низкий уровень развития у 13 %.

В группе российских студентов высокий уровень развития по шкале «страх отвержения» имеют 5 % испытуемых, средний уровень у 31 %, низкий уровень у 64 %. По шкале «стремление к принятию» высокий уровень развития у 8 % студентов, средний уровень развития у 53 %, низкий уровень развития у 39 %.

Поиск достоверности различий с помощью критерия Манна-Уитни в исследуемых группах: не выявлены достоверные различия как страха отвержения, так и стремления к принятию.

Выводы

  1. Изучены особенности самоотношения студентов-мигрантов. В результате исследования особенности самоотношения было выявлено, что в основной группе ярко выраженными являются показатели шкал «глобальное самоотношение», «самоприниятие», «самопонимание». В контрольной группе показатели иные, ярко выраженными являются показатели шкал «глобальное самоотношение», «самоуважение», «аутосимпатия», «самоинтерес», «самоприниятие», «самопоследовательность», «самооинтерес», «самопонимание».
  2. Определены особенности уровня самооценки студентов-мигрантов и российских студентов, значимых различий не обнаружено. Обнаружен высокий уровень по шкале «общей интернальности», «интернальности в области достижений», «интернальности в области неудач». Низкие показатели по шкалам «интернальности в области межличностных отношений» и «интернальности в отношении здоровья и болезни».
  3. Определен уровень тревоги, как основной показатель успешности адаптации к иной социокультурной среде, среди студентов-мигрантов и российских студентов. В обеих группах диагностирован средний уровень тревожности с тенденцией к высокому уровню.
  4. Установлена взаимосвязь между уровнем самоотношения, самооценки и успешностью адаптации студентов-мигрантов.

Список литературы

  1. Витенберг Е. В. Социально-психологические факторы адаптации к социальным и культурным изменениям : автореф. дис. ... канд. психол. наук / Е. В. Витенберг. — 1994. — 24 с.
  2. Почебут Л. Г. Показатели адаптации личности в производственном коллективе / Л. Г. Почебут, А. А. Бородко // Личность и деятельность : межвузовский сб. / Под ред. А. А. Крылова, В. А. Ганзена, Е. С. Кузьмина, Н. В. Кузьминой, Л. Г. Почебут. — Л., 1982. — С. 146-—151.
  3. Kleinman A. Rethinking psychiatry / А. Kleinman. — New York : Free Press, 1988.
  4. Kleinman A. Culture and depression / А. Kleinman // N. Engi J. Med. — 2004. — Vol. 351. — Р. 951–3.
  5. Impact of ethnicity, violence and acculturation on displaced migrants : psychological distress and psychosomatic complaints among refugees in Sweden / J. Sundquist, L. Bayard-Burfield, L. M. ohansson, S. E. Johansson // J. Nerv. Ment. Dis. — 2000 Jun. — Vol. 188 (6). — Р. 357–65.

 

Учредитель: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Новосибирский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации (ФГБОУ ВО НГМУ Минздрава России)

Государственная лицензия ФГБОУ ВО НГМУ Минздрава России
на образовательную деятельность:
серия ААА № 001052 (регистрационный № 1029) от 29 марта 2011 года,
выдана Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки бессрочно

Свидетельство о государственной аккредитации ФГБОУ ВО НГМУ Минздрава России:
серия 90А01 № 0000997 (регистрационный № 935) от 31 марта 2014 года
выдано Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки
на срок по 31 марта 2020 года

Адрес редакции: 630091, г. Новосибирск, Красный проспект, д. 52
тел./факс: (383) 229-10-82, адрес электронной почты: mos@ngmu.ru

Выпуск сетевого издания «Медицина и образование в Сибири» (ISSN 1995-0020)
прекращен в связи с перерегистрацией в печатное издание «Journal of Siberian Medical Sciences» (ISSN 2542-1174). Периодичность выпуска — 4 раза в год.

Архивы выпусков «Медицина и образование в Сибири» доступны на сайте с 2006 по 2016 годы, а также размещены в БД РИНЦ (Российский индекс научного цитирования) на сайте elibrary.ru.

Средство массовой информации зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) —
Свидетельство о регистрации СМИ: ПИ № ФС77-72398 от 28.02.2018.

© ФГБОУ ВО НГМУ Минздрава России, 2020



22.05.2017
Сетевое издание «Медицина и образование в Сибири» преобразовано в печатное издание «Journal of Siberian Medical Sciences». Дата перерегистрации: 18.05.2017. Свидетельство о СМИ: ПИ № ФС 77-69793.
Подробнее >>

03.04.2017
С 2017 года Издательско-полиграфическим центром НГМУ осуществляется выпуск печатного издания «Сибирский медицинский вестник».
Подробнее >>

08.02.2016
Уважаемые авторы! Открыт прием статей во 2-й номер 2016 года (выход номера — середина мая 2016 г.).
Подробнее >>

11.01.2016
Уважаемые авторы! Продолжается прием статей в 1-й номер 2016 года (выход номера — конец февраля 2016 г.).
Подробнее >>

28.12.2015
Уважаемые авторы! Сетевое издание входило в Перечень ВАК до 30 ноября 2015 г. Работа по включению издания в новый Перечень ВАК продолжается.
Информация о формировании Перечня ВАК
Подробнее >>

Архив новостей


Rambler's Top100