Сетевое издание "Медицина и образование в Сибири"
 
 
  

 
№ 2 - 2014 г.
08.00.00 экономические науки

УДК 614.2:330.132(470)

СТРУКТУРНО-ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

А. Н. Пухальский

ГБОУ ВПО «Новосибирский государственный медицинский университет» Минздрава России (г. Новосибирск)

В статье представлены результаты анализа ключевых государственных документов по развитию здравоохранения Российской Федерации, статистических показателей отрасли в период с 2005 по 2011 год — до начала реализации и после окончания национального проекта «Здоровье», и на этой основе определена роль государства в институциональном развитии отрасли в средне- и долгосрочной перспективах, выявлены характерные для нашей страны структурные особенности, показано существование в стране параллельных систем здравоохранения.

Ключевые слова: здравоохранение, институциональные факторы, институциональные программы развития отрасли, врачебные сообщества, страховые компании, ведомственное здравоохранение.


Здоровье населения и его работоспособность являются важнейшей характеристикой экономического потенциала любой страны и определяют социальную значимость здравоохранения и связанных с ним отраслей, таких как фармацевтическая и медико-техническая промышленности, проведение научных исследований, страхование и пр.

Во всех развитых западных странах национальные системы здравоохранения развиваются под воздействием пяти институциональных факторов: (1) участие государства, (2) за счет страховых компаний и (3) частного капитала, (4) участие врачебных профессиональных сообществ и (5) участие пациентских организаций [8].

В России приняты и реализуются: государственная программа Российской Федерации «Развитие здравоохранения» [1], стратегия развития медицинской науки в Российской Федерации на период до 2025 года [6], стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года [7]. Изучив эти документы, мы пришли к выводу, что в средне- и долгосрочной перспективах государство оставляет за собой основную роль в институциональном развитии отрасли, которая будет реализована в следующем:

  • финансирование системы здравоохранения, развитие страхового механизма финансирования здравоохранения;
  • развитие национальной инфраструктуры здравоохранения;
  • обеспечение гражданам государственных гарантий бесплатной медицинской помощи, обеспечение граждан лекарственными средствами;
  • формирование нормативно-правовой базы здравоохранения;
  • финансирование проведения научных исследований в сфере медицины и медико-биологических наук;
  • подготовка и совершенствование медицинских кадров;
  • стандартизация оказания медицинской помощи;
  • регулирование технологии и работ, связанных с применением лекарств и медицинской техники;
  • информатизация здравоохранения;
  • институциональное регулирование.

Ни в одной развитой стане мира в настоящее время не идет речь о переходе здравоохранения на рыночную основу или отмене всеобщего медицинского страхования. В то же время правительства этих стран ведут планомерную работу по усилению роли в отрасли других институциональных факторов, например, профессиональному медицинскому сообществу передано право разрабатывать стандарты медицинской помощи и подготовки медицинских кадров [8]. В нашей стране проповедником такого подхода является президент Некоммерческого партнерства «Национальная медицинская палата» Л. М. Рошаль.

Ядро любой системы здравоохранения составляет подсистема медицинской помощи населению, и ее специфика в значительной мере определяет возможности развития всей отрасли. В Российской Федерации система медицинской помощи населению включает в себя региональные и федеральные структуры и может быть представлена в виде пятиуровневой пирамиды, в основании которой сельские учреждения первичной медико-санитарной медицинской помощи (МП), а на вершине учреждения специализированной медицинской помощи, в том числе высокотехнологичной: 5-й, начальный уровень — сельские учреждения первичной медико-санитарной МП, 4-й уровень — учреждения первичной медико-санитарной МП, 3-й уровень — учреждения специализированной и первичной медико-санитарной МП, 2-й уровень — учреждения специализированной МП, 1-й уровень — учреждения специализированной МП, в том числе высокотехнологичной.

По данным, опубликованным в единой межведомственной информационно-статистической системе (ЕМИСС), на начало 2012 года медицинские услуги предоставляли 8 850 учреждений, в том числе 5 508 больниц, 3 099 амбулаторно-поликлинических учреждений. Скорую медицинскую помощь обеспечивали 2 912 станций и отделений, укомплектованных общепрофильными, фельдшерскими, специализированными бригадами и бригадами интенсивной терапии. Обеспеченность больничными койками на 10 тыс. населения составляла 85,8 (рассчитывается как производное от деления числа больничных коек, умноженного на 10 000, деленного на численность населения на конец года). Обеспеченность врачами на 10 тыс. населения (рассчитывается как производное от деления числа врачей, умноженного на 10 000, на среднегодовую численность населения) — 43,4, обеспеченность средним медицинским персоналом на 10 тыс. населения — 92,4. Всего в отрасли работало 619 393 врача и 1 320 020 человек среднего медицинского персонала [2].

Параллельно в стране существуют и развиваются ведомственные системы здравоохранения. Ежегодно в федеральном бюджете кроме расходов Министерства здравоохранения Российской Федерации предусматриваются расходы на здравоохранение для различных федеральных органов исполнительной власти, федеральных служб, агентств, других организаций. Мы проанализировали исполнение федерального бюджета 2012 года [3] и выяснили, что совокупные расходы бюджета в 2012 году на финансирование ведомственных систем здравоохранения составили 249 806 791,50 тыс. руб., что сопоставимо с расходами на Министерство здравоохранения Российской Федерации — 344 458 321,70 тыс. руб. (см. табл.).

Ведомственная структура расходов федерального бюджета на здравоохранение в 2012 году

Ведомство Сумма, тыс. руб.
Министерство здравоохранения Российской Федерации 344 458 321,70
Федеральное медико-биологическое агентство 53 162 361,90
Министерство финансов Российской Федерации 52 397 280,60
Министерство обороны Российской Федерации 39 587 264,30
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека 25 288 201,70
Министерство внутренних дел Российской Федерации 21 679 806,80
Управление делами Президента Российской Федерации 21 243 026,50
Российская академия медицинских наук 14 343 128,70
Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Российской Федерации 4 265 264,60
Федеральная служба исполнения наказаний 3 060 591,30
Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития 2 802 988,90
Федеральная таможенная служба 2 245 822,40
Российская академия наук 1 957 491,30
Федеральная налоговая служба 1 229 517,20
Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков 966 477,50
Федеральное агентство специального строительства 963 623,80
Министерство экономического развития Российской Федерации 726 319,60
Генеральная прокуратура 669 306,90
Федеральное агентство воздушного транспорта 578 760,20
Федеральное агентство по управлению государственным имуществом 570 565,20
Сибирское отделение Российской академии наук 453 218,20
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации 425 163,00
Министерство энергетики Российской Федерации 318 446,20
Федеральная служба судебных приставов 254  405,00
Министерство промышленности и торговли Российской Федерации 187 297,20
Министерство иностранных дел Российской Федерации 170 689,60
Дальневосточное отделение Российской академии наук 137 393,40
Уральское отделение Российской академии наук 39 117,50
Федеральное агентство железнодорожного транспорта 37 092,90
Министерство спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации 30 000,00
Федеральное дорожное агентство 12 194,70
Федеральная служба безопасности 3 974,40

Особое значение для социально-политической жизни страны имеет переход к проектному методу развития и функционирования социальной сферы вообще и здравоохранения в частности. В 2006–2010 годахв отрасль были направлены значительные, превосходящие все осуществленные ранее инвестиции средства — 645 370,8 млн руб. из различных источников: федеральный бюджет, Фонд обязательного медицинского страхования, Фонд социального страхования и пр. На централизованные закупки машин скорой медицинской помощи, реанимобилей для учреждений скорой медицинской помощи и санитарной авиации было выделено 7 504,2 млн руб., в систему поступило 13 244 автомобиля скорой медицинской помощи. На приобретение диагностического оборудования для организации первичной медико-санитарной помощи в целях обеспечения муниципальных учреждений было затрачено 29 689,9 млн руб., что позволило приобрести 42 954 единицы оборудования [4]. С 2005 по 2012 год расходы на обеспечение граждан России высокотехнологичной медицинской помощью выросли почти в 8 раз. Завершено строительство 12-ти федеральных центров высоких медицинских технологий. С 2008 года введены в эксплуатацию 12 центров: семь — сердечно-сосудистой хирургии, три — травматологии и ортопедии, два — нейрохирургии [5].

Несмотря на ресурсное обеспечение и предпринятые усилия по модернизации в последние несколько лет в отрасли можно выделить следующие тренды (сравниваются показатели 2005 и 2011 годов — до начала реализации и после окончания национального проекта «Здоровье»):

  • сокращение числа медицинских учреждений (–46,46 %), в том числе станций скорой медицинской помощи (–11,14 %), амбулаторно-поликлинических учреждений (–56,66 %), больничных учреждений (–37,83 %);
  • сокращение числа больничных коек (–12,11 %) и обеспеченности больничными койками на 10 000 населения (–13 %);
  • сокращение числа среднего медицинского персонала и обеспеченности населения средним медицинским персоналом на 10 000 населения (–3,14 %).

Показатели здоровья населения страны в период с 2005 по 2011 год ухудшились. Заболеваемость с диагнозом, установленным впервые в жизни, на 100 тыс. населения: все заболевания в 2005 году — 74 587,8, в 2011 году — 79 740,7 (+6,91 %); болезни системы кровообращения в 2005 году — 2 308,9, в 2011 году — 2 662,4 (+15,31 %); новообразования в 2005 году — 330,5, в 2011 году — 365,7 (+10,65 %). Число зарегистрированных заболеваний у больных, проживающих в районе обслуживания лечебного учреждения, в 2005 году составило 207 763 936, в 2011 году — 229 155 404 (+10,3 %), в том числе болезней системы кровообращения в 2005 году — 27 641 807, в 2011 году — 32 490 372 (+17,54 %) [2].

В настоящее время потенциал негосударственных институциональных факторов развития отрасли недооценен и не востребован. Структурные особенности сдерживают развитие российского здравоохранения и не позволяют организациям отрасли оперативно реагировать на новые вызовы и угрозы и использовать новые возможности внешней среды. Для достижения целей снижения заболеваемости и смертности населения России недостаточно улучшить материально-техническое обеспечение, решить вопросы оснащения и кадрового обеспечения медицинских учреждений. В современных условиях разработка институциональных программ развития национального здравоохранения является стратегической задачей и относится к вопросам национальной безопасности.

Список литературы

  1. Государственная программа Российской Федерации «Развитие здравоохранения» [Электронный ресурс] // Минздрав России. — URL : http://rosminzdrav.ru/ministry. — (дата обращения: 01.10.2012).
  2. Единая межведомственная информационно-статистическая система [Электронный ресурс]. — 2012. — Режим доступа : http://www.fedstat.ru/indicators/start.do
  3. Заключение Счетной палаты Российской Федерации на проект федерального закона «О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов». — М., 2011. — 317 с.
  4. Отчет о деятельности Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации. — М. : Минздравсоцразвития России, 2011. — 148 с.
  5. Стенограмма совещания Правительства Российской Федерации по вопросу развития высокотехнологичной медицинской помощи [Электронный ресурс] // Интернет-портал Правительства Российской Федерации. — 2012. — Режим доступа : http://правительство.рф/docs/21170/
  6. Распоряжение Правительства РФ от 28.12.2012 N 2580-р «Об утверждении Стратегии развития медицинской науки в Российской Федерации на период до 2025 года» [Электронный ресурс] / Правительство РФ // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». — 2012. — Режим доступа : http://www.consultant.ru
  7. Распоряжение Правительства РФ от 08.12.2011 № 2227-р «Об утверждении Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года» [Электронный ресурс] / Правительство РФ // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». — 2011. — Режим доступа : http://www.consultant.ru
  8. 100 Top Hospitals CEO Insights : Keys to Success and Future Challenges. — Thomson Reuters, 2011. — 20 p.

 

Учредитель: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Новосибирский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации (ФГБОУ ВО НГМУ Минздрава России)

Государственная лицензия ФГБОУ ВО НГМУ Минздрава России
на образовательную деятельность:
серия ААА № 001052 (регистрационный № 1029) от 29 марта 2011 года,
выдана Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки бессрочно

Свидетельство о государственной аккредитации ФГБОУ ВО НГМУ Минздрава России:
серия 90А01 № 0000997 (регистрационный № 935) от 31 марта 2014 года
выдано Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки
на срок по 31 марта 2020 года

Адрес редакции: 630091, г. Новосибирск, Красный проспект, д. 52
тел./факс: (383) 229-10-82, адрес электронной почты: mos@ngmu.ru

Выпуск сетевого издания «Медицина и образование в Сибири» (ISSN 1995-0020)
прекращен в связи с перерегистрацией в печатное издание «Journal of Siberian Medical Sciences» (ISSN 2542-1174). Периодичность выпуска — 4 раза в год.

Архивы выпусков «Медицина и образование в Сибири» доступны на сайте с 2006 по 2016 годы, а также размещены в БД РИНЦ (Российский индекс научного цитирования) на сайте elibrary.ru.

Средство массовой информации зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) —
Свидетельство о регистрации СМИ: ПИ № ФС77-72398 от 28.02.2018.

© ФГБОУ ВО НГМУ Минздрава России, 2019



22.05.2017
Сетевое издание «Медицина и образование в Сибири» преобразовано в печатное издание «Journal of Siberian Medical Sciences». Дата перерегистрации: 18.05.2017. Свидетельство о СМИ: ПИ № ФС 77-69793.
Подробнее >>

03.04.2017
С 2017 года Издательско-полиграфическим центром НГМУ осуществляется выпуск печатного издания «Сибирский медицинский вестник».
Подробнее >>

08.02.2016
Уважаемые авторы! Открыт прием статей во 2-й номер 2016 года (выход номера — середина мая 2016 г.).
Подробнее >>

11.01.2016
Уважаемые авторы! Продолжается прием статей в 1-й номер 2016 года (выход номера — конец февраля 2016 г.).
Подробнее >>

28.12.2015
Уважаемые авторы! Сетевое издание входило в Перечень ВАК до 30 ноября 2015 г. Работа по включению издания в новый Перечень ВАК продолжается.
Информация о формировании Перечня ВАК
Подробнее >>

Архив новостей


Rambler's Top100