Сетевое издание "Медицина и образование в Сибири"
 
 
  

 
№ 2 - 2014 г.
08.00.00 экономические науки

УДК 614.2:330.3(470)

НЕКОТОРЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

А. Н. Пухальский

ГБОУ ВПО «Новосибирский государственный медицинский университет» Минздрава России (г. Новосибирск)

В статье дается оценка результатов национальной политики в Российской Федерации по снижению смертности населения, систематизируются разрозненные идеи основных государственных документов по развитию здравоохранения и выделяются их инновационные составляющие, предлагаются инструмент для заимствования успешного передового опыта и достоверные источники обширной информации по инновациям в здравоохранении, выделяются некоторые тренды, которые в ближайшие годы окажут значительное влияние на развитие здравоохранения во всем мире.

Ключевые слова: инновации, инновации в здравоохранении, государственная политика в здравоохранении, руководители медицинских учреждений, бенчмаркинг, порталы для пациентов, виртуальная врачебная практика, электронные медицинские карты, поведенческая экономика


Снижение смертности за последние годы в Российской Федерации — неоспоримый позитивный результат государственной политики, однако предпринятых усилий явно недостаточно даже для достижения показателей начала 1990-х годов — времени начала новой истории страны. В 1991 году в РФ на 1 000 населения умерло 11,4 человека. За период 1991–2010 годов смертность выросла на 25 %, в то время как в большинстве развитых и многих развивающихся странах за это время она значительно снизилась. В странах Западной Европы сегодня этот показатель не превышает 9 человек, в развивающихся странах с более низким, чем у нас, уровнем экономического развития — 12. Особенно высокий процент умерших (более 30 %) среди россиян трудоспособного возраста (в странах Западной Европе — не более 10 % населения). В России за год умирает вчетверо больше трудоспособных граждан, чем в развитых странах, и вдвое больше, чем в развивающихся. Население России от болезней умирает на 12 лет раньше, чем в Западной Европе: мужчины — на 16, женщины — на 9 лет [1, 4]. В рейтинге стран по состоянию здоровья их жителей Россия занимает 97-е место из 145-ти возможных [13].

Чтобы исправить положение и за 3–5 лет встать на одну ступень с развивающимися странами, например с Китаем (55-е место), отстающим от нас по уровню экономического развития в 3 раза, а за 7–10 лет достичь показателей стран Центральной и Восточной Европы примерно с таким же уровнем экономического развития, как у нас, например с Польшей (40-е место), необходимо разработать и принять экстра-меры.

В первый день своего второго президентского срока Президент Российской Федерации В. В. Путин подписал Указ «О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения» [8], поручив Правительству страны разработать и утвердить в том числе: комплекс мер, направленных на совершенствование оказания медицинской помощи населению на основе государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения» [3]; стратегию развития медицинской науки в Российской Федерации на период до 2025 года [6]. Обобщив представленные в этих и других государственных документах [7, 9] разрозненные идеи, мы сформировали перечень основных предлагаемых инновационных направлений развития здравоохранения нашей станы. Решение проблем в сфере здравоохранения и здоровья нации в среднесрочной и долгосрочной перспективе может быть достигнуто путем: а) формирования новых и продолжения существующих национальных программ (проектов) по лечению социально значимых заболеваний с разработкой единых общероссийских подходов к диагностике, лечению и реабилитации пациентов; б) улучшения материально-технического обеспечения учреждений здравоохранения, оснащения и кадрового обеспечения учреждений здравоохранения в соответствии со стандартами, в том числе совершенствования и широкого распространения механизмов передачи в лизинг дорогостоящего оборудования для нужд медицины, образования, строительства и эксплуатации объектов инфраструктуры; в) увеличения доступности медицинской помощи; г) развития системы восстановительного лечения и реабилитации больных; д) развития системы управления качеством медицинской помощи; е) развития системы подготовки специалистов здравоохранения; ж) разработки и реализации перспективных технологий и национальных программ государственной поддержки профилактики заболеваний, внедрения образовательных программ, направленных на предупреждение развития заболеваний; з) внедрения в здравоохранение современных высокотехнологичных информационных систем; и) развития инновационной деятельности медицинских и научных организаций по разработке и внедрению эффективных медицинских технологий; к) интеграции научных организаций с соответствующими отраслевыми вузами, активизации сотрудничества с зарубежными научными центрами и заинтересованными организациями, работающими в сфере медицины; л) разработки программ институционального развития здравоохранения.

Инновационная национальная система здравоохранения будет создаваться путем реформирования существующих системы, процессов, технологий. Изменения коснутся как внешних, так и внутренних проблем отрасли. Внутренние проблемы представляют собой функциональные и организационные диспропорции, устаревшие оборудование, технологии, стиль и методы работы, архаические стереотипы поведения производителей и потребителей услуг здравоохранения, недостатки планирования, учета и т. п.

Внедрение инновационных идей в практику здравоохранения во многом зависит от организационно-управленческих перемен на уровне учреждений здравоохранения, инновационное развитие медицинской организации становится необходимым условием существования всей отрасли.

Хотя спектр зарубежной и отечественной литературы по вопросам инноваций довольно обширен и разнообразен, многие аспекты инновационной деятельности в здравоохранении остаются дискуссионными. В большинстве имеющихся работ в качестве единственного объекта для инновации рассматривается медицинская помощь и утверждается, что инновация — это, по существу, работа медицинского персонала, применяющего новые или комбинирующие уже известные лечебно-диагностические решения. Без должного внимания исследователей остались маркетинговые, организационные, стратегические, управленческие и другие инновации в учреждении здравоохранения.

Отсутствие у руководителей медицинских центров понимания, какие инновации возможны и наиболее эффективны, в чем состоят особенности их внедрения, приводит к стратегической неопределенности [5]. В этих условиях мы предлагаем воспользоваться методикой заимствования передового опыта (бенчмаркинг). Под бенчмаркингом понимается аналитический процесс детального сравнения и оценки организации в разрезе операций с лучшими компаниями в классе внутри и вне отрасли. Поскольку в России не существует публичных и достоверных данных о деятельности медицинских центров, и невозможно определить действительных лидеров отрасли, мы предлагаем воспользоваться примерами из западных стран. Один из медиа-лидеров в сфере бизнес-информации американский журнал «Fast Company» ежегодно публикует обзор «The World’s Top 10 Most Innovative Companies in Healthcare», французский журнал «Gestions Hospitalie» раз в два года публикует результаты награждения за инновации в больницах Франции, агентства «U.S. News & World Report» и «Truven Health Analytics» ежегодно составляют и публикуют рейтинги ста лучших клиник США, работы центра по изучению перспективных инноваций в сфере здравоохранения журнала «Harvard Business Review» (издания одной из ведущих западных экономических школ — Школы бизнеса Гарвардского университета, США) знакомят с основными трендами в мировом здравоохранении. Перечисленные источники представляют собой обширные базы данных по инновациям в здравоохранении. По нашему мнению, российским специалистам следует обратить особое внимание на те из них, которые, очевидно, в ближайшие годы окажут значительное влияние на развитие здравоохранения во всем мире.

Большим потенциалом в плане сокращения медицинских ошибок, повышения эффективности и снижения расходов на лечение обладают порталы для пациентов, предлагающие возможность сбора всей информации о здоровье пациента в одном месте в интернете и координирования с помощью этих сведений действия по сохранению его здоровья. И сам пациент может заходить в свой Личный кабинет, получать доступ к своим медицинским картам, проверять результаты исследований, возобновлять рецепты, общаться с докторами и медсестрами, вести дела со страховщиками. Более того, во многих странах уже получила распространение виртуальная врачебная практика: врачи и пациенты общаются удаленно с помощью видеосвязи. Современные системы позволяют докторам собирать различные медицинские данные, например, по содержанию глюкозы в крови, кровяному давлению и сердечному ритму во время сеанса связи с пациентом в режиме видеоконференции. Сочетание удобства и низкой стоимости может сделать в ближайшем будущем видеообщение доктора и пациента одним из главных направлений развития медицины [12].

Хорошо известно, что медицинские решения не всегда научно обоснованы. Методики лечения болезней в разных странах, регионах, медицинских учреждениях значительно отличаются друг от друга. Применение электронных медицинских карт, которые не только и не столько унифицируют способ сбора информации о больном, сколько предлагают врачу помощь в принятии решения, напоминая об исследовании, которое, возможно, понадобится, указывая на тревожную тенденцию в истории болезни, предупреждая об опасности возможного назначения неправильного препарата или процедуры и предоставляя возможность мгновенного доступа к учебникам и журналам, видится как способ повышения эффективности лечения [2].

Переход от оплаты услуг к оплате результата, от вознаграждения за объемы к вознаграждению за качество может положительно изменить здравоохранение. Подобные изменения возможны и при иных системах оплаты, например, фиксированный тариф, независимо от того, какие услуги получает пациент, или вознаграждение за поддержание пациента в здоровом состоянии. Все больше внимания получает идея модели здравоохранения и учреждений здравоохранения, задачами которых являются поддержание здоровья человека и отсутствие необходимости посещать врачей [11].

Одним из острых вопросов здравоохранения остается проблема неразумного поведения человека по отношению к собственному здоровью. Значительная часть людей не предпринимает усилий по сохранению собственного здоровья, многие часто не исполняют назначения докторов и прочее. Подобное поведение дорого стоит государству. В западных странах системы здравоохранения начали прибегать к использованию инструментов поведенческой экономики — мягких напоминаний (социальное давление, стандартные выборы, вознаграждения и другие поведенческие приемы), заставляющих человека вести себя подобающим образом [10].

Российское здравоохранение сегодня располагает достаточными ресурсами для заимствования успешного западного опыта и привнесения в отечественную практику лучших инноваций. Однако у большинства российских медицинских центров нет четко сформулированной и зафиксированной стратегии инновационного развития. Разные организации здравоохранения делают ставку на различные технологии деятельности, применяют различные подходы к маркетингу, обслуживанию и т. д. Неопределенность, отсутствие ориентиров, большая ресурсоемкость принимаемых решений представляют собой угрозы в решении задачи стратегического развития всей отрасли. Вместе с тем ускорение технического прогресса, формирование и обострение конкуренции, развитие законодательной базы и многие другие факторы создают для организаций много новых возможностей. Нужно только об этом задуматься.

Список литературы

  1. Аганбегян А. Г. Как долго жить и оставаться здоровым / А. Г. Аганбегян. — М., 2011. — 44 с.
  2. Берри Л. Клиника Мэйо : менеджмент и сервис мирового уровня / Л. Берри, К. Селтман. — М. : Эксмо, 2011. — 304 с.
  3. Государственная программа Российской Федерации «Развитие здравоохранения» [Электронный ресурс] // Минздрав России. — URL : http://rosminzdrav.ru/ministry (дата обращения : 01.10.2012).
  4. Доклад о состоянии здравоохранения в мире. Всемирная организация здравоохранения, 2010. — 128 с.
  5. Портер М. Конкуренция / М. Портер. — М. : Вильямс, 2010. — 591 с.
  6. Распоряжение Правительства РФ от 28.12.2012 N 2580-р «Об утверждении Стратегии развития медицинской науки в Российской Федерации на период до 2025 года» [Электронный ресурс] / Правительство РФ // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». — 2012. — Режим доступа : http://www.consultant.ru
  7. Распоряжение Правительства РФ от 08.12.2011 № 2227-р «Об утверждении Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года» [Электронный ресурс] / Правительство РФ // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». — 2011. — Режим доступа : http://www.consultant.ru
  8. Указ Президента Российской Федерации от 7.05.2012 № 598 «О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения» [Электронный ресурс] / Президент РФ // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». — 2012. — Режим доступа : http://www.consultant.ru
  9. Указ Президента РФ от 12.05.2009 № 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» [Электронный ресурс] / Президент РФ // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». — 2009. — Режим доступа : http://www.consultant.ru
  10. Berry L. A Fertile Field for Service Research / L. Berry [et al.] // Journal Service Research. — 2007. — Vol. 10. — P. 111–122.
  11. Fredericks S. Discussion of Patient-Centered Care in Health Care Organizations / S. Fredericks [et al.] // Quality Management in Health Care. — 2012. — Vol. 21. — N 3. — P. 127–134.
  12. Laflamme F. M. Reforming hospitals with IT investment / F.M. Laflamme [et al.] // McKinsey on Business Technology. — 2010. — Vol. 20. — P. 27–34.
  13. The World’s Healthiest Countries [Электронный ресурс] // Bloomberg. — 2012. — Режим доступа : http://www.bloomberg.com

 

Учредитель: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Новосибирский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации (ФГБОУ ВО НГМУ Минздрава России)

Государственная лицензия ФГБОУ ВО НГМУ Минздрава России
на образовательную деятельность:
серия ААА № 001052 (регистрационный № 1029) от 29 марта 2011 года,
выдана Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки бессрочно

Свидетельство о государственной аккредитации ФГБОУ ВО НГМУ Минздрава России:
серия 90А01 № 0000997 (регистрационный № 935) от 31 марта 2014 года
выдано Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки
на срок по 31 марта 2020 года

Адрес редакции: 630091, г. Новосибирск, Красный проспект, д. 52
тел./факс: (383) 229-10-82, адрес электронной почты: mos@ngmu.ru

Выпуск сетевого издания «Медицина и образование в Сибири» (ISSN 1995-0020)
прекращен в связи с перерегистрацией в печатное издание «Journal of Siberian Medical Sciences» (ISSN 2542-1174). Периодичность выпуска — 4 раза в год.

Архивы выпусков «Медицина и образование в Сибири» доступны на сайте с 2006 по 2016 годы, а также размещены в БД РИНЦ (Российский индекс научного цитирования) на сайте elibrary.ru.

Средство массовой информации зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) —
Свидетельство о регистрации СМИ: ПИ № ФС77-72398 от 28.02.2018.

© ФГБОУ ВО НГМУ Минздрава России, 2019



22.05.2017
Сетевое издание «Медицина и образование в Сибири» преобразовано в печатное издание «Journal of Siberian Medical Sciences». Дата перерегистрации: 18.05.2017. Свидетельство о СМИ: ПИ № ФС 77-69793.
Подробнее >>

03.04.2017
С 2017 года Издательско-полиграфическим центром НГМУ осуществляется выпуск печатного издания «Сибирский медицинский вестник».
Подробнее >>

08.02.2016
Уважаемые авторы! Открыт прием статей во 2-й номер 2016 года (выход номера — середина мая 2016 г.).
Подробнее >>

11.01.2016
Уважаемые авторы! Продолжается прием статей в 1-й номер 2016 года (выход номера — конец февраля 2016 г.).
Подробнее >>

28.12.2015
Уважаемые авторы! Сетевое издание входило в Перечень ВАК до 30 ноября 2015 г. Работа по включению издания в новый Перечень ВАК продолжается.
Информация о формировании Перечня ВАК
Подробнее >>

Архив новостей


Rambler's Top100